Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2005 – В здании бывшего юнкерского училища в Казанском Кремле открыт Музей-мемориал Великой Отечественной войны (филиал Национального музея РТ). Экспозиция рассказывает о патриотизме и подвигах воинов из Татарстана, боевом пути воинских соединений, сформированных в республике

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Альберт Асадуллин: овации после каждого номера

7 апреля в культурном центре «Сайдаш» состоялся концерт нашего земляка, известного эстрадного певца Альберта Асадуллина.

Среди зрителей была Любовь Агеева.

На многих концертах довелось быть за долгую жизнь арт-журналиста, но не приходилось быть на таком каждый номер зрители/слушатели встречали овациям.  И публика была очень благодарная: Альберт Асадуллин это певец их молодости. И повод для встречи располагал Орфей советской эстрады завершал концертный тур по республике  в честь своего 75-летия, поддержанный Правительством и Министерством культуры РТ. До этого Асадуллин в сопровождении филармонического оркестра Набережных Челнов пел в Нижнекамске и Набережных Челнах.  

В свои 75 лет артист по-прежнему в прекрасной вокальной форме. Пять лет назад, совершая такой же гастрольный тур, он так рассказал журналистам о своих творческих планах: 

«У меня большое количество творческих планов на ближайшее будущее. Например, я работаю над мюзиклом «Синяя птица» по мотивам одноименного произведения Мориса Метерлинка. Репетиции уже начались, они проходят в театре «Зазеркалье». Режиссером спектакля выступает Александр Петров, а композитором Сергей Плешак. Премьера мюзикла запланирована ориентировочно на конец октября 2023 года».

Премьера состоялась, правда, позднее. Спектакль можно посмотреть в Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье». Чтобы увидеть любимого певца в роли Волшебника по имени Свет, в детский театр приходят и взрослые. «Участие в мюзикле Альберта Асадуллина, звезды отечественной эстрады и музыкальной сцены (к 75-летию артиста и 50-летию его сценической деятельности), придаст постановке особый смысл и привлекательность. Альберт Асадуллин станет своеобразным ведущим, который проведёт зрителей по смысловым лабиринтам этой сказки», — это цитата из презентации спектакля на сайте театра «Зазеркалье». 

На концерте он сказал, что у него два любимых города: Казань, где он появился на свет 1 сентября 1948 года, и Ленинград, ныне Санкт-Петербург, куда приехал в 1960-е годы.  Он родился в семье бывшего офицера, участника Великой Отечественной войны. Семья жила в Суконной слободе. У него две родные сестры: Люция и Луиза. На концерте в центре «Сайдаш» певец представил зрителям одну из них. Она  вышла на сцену с цветами. Наверняка в зале были и другие его родственники.

Кстати, цветов и подарков певцу было много, и судя по времени, которое занимал каждый даритель, выходя на сцену, были это в основном люди, которые знают его лично.

Асадуллин любит посещать малую родину своих родителей в Балтасинском районе. «Там у людей реально чистый, красивый татарский язык, настоящее литературное звучание. Поэтому нужно чаще подходить к своему источнику и пить оттуда целительную воду», считает он. Естественно, юбилейный концерт состоялся и там, в поселке городского типа Балтаси.

Живя вдали от малой родины, певец не забывает татарский язык, и значительная часть программы 9 апреля была татарская. Прозвучали народные песни, широко известные людям любой национальности, живущим в Казани. Особенно продолжительные овации вызвало исполнение песни «Тәфтиләү». Поэт Габдулла Тукай написал ее на слова татарской и башкирской народной песни  «Тевкелев».

Кстати, в апреле Асадуллин исполнил ее на опен-ифтаре для мужчин, который состоялся в Набережных Челнах.  В этот же день у него был аншлаг на концерте в ДК «КамАЗа».

Беседуя с артистом в августе прошлого года, в преддверии 75-летнего юбилея, корреспондент газеты «БИЗНЕС Online»  Анастасия Попова спросила его, легко ли оставаться татарином, живя в Санкт-Петербурге. Вот как он ответил на этот вопрос:

«— Прекрасно! Я не чувствую никаких неудобств и притязаний, не ощущал дискриминации ни в советское время, ни сейчас. Да, в детстве бывали ситуации, когда на улице нас могли обозвать, но это было очень давно. С 1960-х годов все спокойно, и мое национальное самосознание в Ленинграде нисколько не ущемилось. В Ленинградской Академии художеств со мной учились дагестанцы, эстонцы, латвийцы, татары, евреи. Все мы дружили, и семейная атмосфера не располагала к конфликту.

В Петербурге я тоже чувствую себя комфортно, как и все татары, с которыми я здесь редко, но общаюсь. Редко — не потому, что не хочу, а потому, что у нас мало общих дел. Но на крупные национальные мероприятия — Курбан-байрам, Ураза-байрам, день рождения Габдуллы Тукая и другое — меня зовут, и я с радостью в них участвую!

Здесь меня уважают как артиста. Я часто пою по-татарски и, слава богу, не утратил свой язык за немыслимые 50 лет пребывания в Петербурге! Это удивляет и меня, и моих родных. Недавно был в деревне родителей, и мои близкие спрашивали: «Ты там каждый день говоришь по-татарски?». Я ответил, что в лучшем случае 1–2 раза в год на Сабантуе или похожем мероприятии. Но при этом сохранил казанский диалект, который считается самым правильным с точки зрения фонетики.

Конечно, хочется говорить на родном языке чаще. Представьте себе трехлитровую банку с водой и песком. Если ее не взбалтывать, песчинки лежат на дне, но, если взболтать, они оказываются во взвешенном состоянии. Каждая песчинка — это слово, а взбалтывание и есть общение, когда со дна твоей памяти всплывают знакомые слова. Когда я только приезжаю из Петербурга в деревню (где говорят только по-татарски), бывает сложновато. Но стоит побыть там два-три дня, и я начинаю говорить легко. А в Северной столице я, хоть и мало говорю по-татарски, с удовольствием живу и работаю.

Интересно, что мои близкие друзья из Казани уже забывают родной язык, а я, к моему счастью, его помню! То ли оттого что я музыкант (а музыкальная память — большой помощник в этом), то ли оттого что каждый год езжу в деревню. Я предлагаю друзьям говорить по-татарски на встрече или по телефону, но не всегда получается».

В Ленинград Асадуллин приехал в 1967-м году, чтобы поступить в Академию художеств. Приехал, чтобы продолжить учиться на художника. Еще в пятом классе он начал заниматься в Казанской художественной школе, на отделении театральной декорации. Училище не закончил, но мечту стать художником не оставил. Так что поступление в академию было шагом закономерным. Но, еще будучи студентом, серьезно увлекся музыкой, получил признание как вокалист рок-группы.

На обладателя необычного тенора тенор-альтино обратил внимание художественный руководитель ансамбля «Поющие гитары» Анатолий Васильев, занимавшийся в то время поисками исполнителя партии Орфея в первой советской зонг-опере «Орфей и Эвридика» композитора Александра Журбина и драматурга Юрия Димитрина. Так ее назвали, чтобы не раздражать чиновников из Министерства культуры, которые не очень жаловали рок-артистов.

В интервью журналисту  Андрею Морозову певец вспоминает:

«Музыка была и остаётся моим хобби, специального музыкального образования у меня нет до сих пор. В 70-е годы пел в группе «Невское время», по выходным устраивали концерты в доме офицеров в Пушкине. В общем, в музыкальных кругах меня знали, и кто-то рассказал обо мне Анатолию Васильеву, руководителю ансамбля «Поющие гитары», он тоже принимал участие в постановке «Орфея и Эвридики». Он пригласил меня для просмотра, вместе с ним меня слушал сам Журбин. Он-то и убедил Васильева, что я подхожу больше всех как исполнитель.

Потом мне пришлось попросить Васильева написать письмо в академию с просьбой, чтобы меня, как талантливого архитектора, отправили на постановку первой советской рок-оперы. Дескать, для постановки нужны оригинальные сценические решения, а сделать это может только Асадуллин».

Премьера рок-оперы состоялась в 1975 году в рок-театре при Лениградской государственной филармонии. Опера непрерывно исполнялась десять лет (1975-1985), кроме того музыканты с аншлагами гастролировали по СССР. С 1988 года исполнение в Ленинграде было возобновлено.

Это был первый спектакль в этом жанре в Советском Союзе, и он стал заметным явлением не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1980 году была выпущена пластинка фирмы грамзаписи «Мелодия». Переиздана в 2003 году с лейблом «Manchester Files» («Бомба-Питер»). В 2003 году опера включена в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350 раз).

Партию Эвридики исполнила Ирина Понаровская. Богдан Вивчаровский на тот момент стал единственным артистом России, получившим в 2001 году звание заслуженного за роль Харона. Играя ее с самого начала (более 30 лет), он тоже попал в Книгу рекордов Гиннесса. Асадуллин за исполнение партии Орфея был удостоен специального диплома всемирного музыкального журнала «Music Week» (Великобритания). В тот же год несколько песен в его исполнении были записаны на Ленинградском телевидении.

К сожалению,  известной арии «Потерял я Эвредику…» из этой рок-оперы на концерте я не услышала. Сделала это после концерта, активировав ссылку в сети, с удовольствием послушала рок-оперу в полном объеме (https://yandex.ru/video/preview/7470531818959582129).

В 1976 году Асадуллина впервые пригласили на Центральное телевидение для участия в конкурсе «С песней по жизни». В его финале в 1977-м певцу вручили вторую премию. В 1978-м он мастерски исполнил сложную в вокальном и актерском плане партию Тиля Уленшпигеля в рок-опере Р. Гринблата «Фламандская легенда».

Кстати, мало кто верит, что у Альберта нет музыкального образования. Одна моя знакомая утверждала, что у него есть диплом консерватории. Иначе как объяснить тот факт, что в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена есть профессор Альберт Асадуллин?

К сожалению, его певческая карьера, во всех смыслах благополучная, прошла не на телевидении и не на престижных концертных площадках Москвы, а преимущественно на многочисленных гастролях. В Санкт-Петербурге его знают не только как эстрадного исполнителя, но и как театрального артиста.

С Андреем Морозовым они обсудили эту больную для именитого артиста тему:

«Альберт, куда вы пропали вас практически не слышно и не видно?

Никуда я не пропал, живу в Ленинграде-Петербурге, концертирую. Меня часто приглашают на концерты-сборники, участвую в фестивалях, в основном, детских.

Если говорить про телевидение и радиостанции, то, сами понимаете, насколько появление в них зависит от денег. Сейчас такая ситуация, что будь ты хоть безумно талантлив, но если у тебя нет денег, то ни ты не попадёшь на телевидение, ни твои песни не зазвучат на радио.

А если обратиться к услугам продюсера?

В Ленинграде таких нет. Судя по всему, они берутся работать с молодыми вокалистами. Это интереснее даже им самим — они лепят артиста, как из пластилина, несложившейся личности проще диктовать свои условия.

Почему именно диктовать?

А вы обращали внимание, какую музыку в основном играют у нас на телевидении или по радио? Лично у меня такое ощущение, что идёт запрограммированная дебилизация нации этой музыкой.

И о сцене кремлёвского дворца съездов тоже не мечтали? 

Как о площадке — да, мечтал. Но мечты засветиться перед сильными мира сего не было. Также не мечтал и о званиях, хотя мне все вокруг говорили: «Альберт, все вокруг народные, а ты никто. Давай, сделай что-нибудь для этого».

Это интервью он дал в августе 2005 года. Но мог бы повторить то же самое и на этот раз. Поскольку даже его 75-летний юбилей, который певец встречает в полном расцвете творческих сил, никого в Москве не заинтересовал. Может, именно поэтому казанские зрители решили вознаградить его должным образом.

Артист составил юбилейную программу на разные вкусы. Начал с песен знаменитой ливерпульской четверки «Битлз», напомнил много хорошо знакомых зрителям мелодий, в том числе «Как молоды мы были», завершил знаменитой «Дорогой без конца». Спел ее, можно сказать, по заявкам. Когда концерт уже шел к концу, из зала закричали: «Дорогу! Дорогу!». И эта песня стала своего рода аккордом большого концерта.

Ему есть что вспомнить в юбилей. В интервью в преддверии 75-летия он вспомнил участие в рок-сюите «Магди» (музыка М. Шамсутдиновой, постановка Д. Сиразиева), где он исполнил  главную партию, рок-оперу Р.  Калимуллина «Крик кукушки» («Ерактагы кәккүк авазы»), где у него тоже была главная партия, диск татарских песен «Жемчужины», который записал в 2005 году. Кстати, в августе того года вместе с Эдитой Пьехой он пел на празднике в честь улицы Петербургской в Казани.

Особые воспоминания — о проекте «Четыре голоса — четыре континента»: Леонид Бергер — Австралия, Анатолий Алешин — Северная Америка, Виктор Березинский — Азия, Альберт Асадуллин — Европа. Они объездили с концертами полмира, были в Германии, Франции, Дании, Швеции и других странах, и везде их прекрасно принимали. «Я скучаю по нашим встречам и концертам, жалею о том, что четыре друга просто не могут встретиться, попеть и поговорить», — сказал он в беседе с Анастасией Поповой.

Спустя 45 лет Асадуллин вернулись к живописи и в 2020 году приехал в Казань на всероссийский пленэр «Со-творение», где написал несколько пейзажей. Одна из работ — «Минарет в Булгарах» — попала на финальную выставку.

Пенсионером себя не считает, называет себя свободным художником. Продолжает петь — у него есть много концертных программ с международным симфоническим оркестром «Таврический» Михаила Голикова, джаз-бендом Федора Кувальцева. Есть спектакли, в которых он играет главные роли, последние из них — «Неужели это было» Сергея Скоморохова в театре «Мосты» и «Кентервильское привидение» Виктора Крамера в ТЮЗе.

Я не очень люблю концерты, в которых много так называемых подпевок и подтанцовок, которые не могут не отвлекать внимание от исполнителя. В концерте Альберта Асадуллина такие дополнительные составляющие были, но, удивительное дело, они мне не мешали, наоборот, создавали повышенное настроение.

Вместе с певцом выступали артисты челнинского Театра танца «Булгары» (художественный руководитель Елена Зарянова), которые помогли ярче представить татарские песни.

Была и «подпевка». Не могу точно сказать, кто пел вместе с Альбертом Нурулловичем из музыкантов Джаз-Бэнда Федора Кувайцева, но это было здорово!

Кстати, этот джаз-бенд один из лучших в России и на постсоветском пространстве коллективов, исполняющих традиционный джаз. В нем играют замечательные петербургские музыканты, очень разные по темпераменту и стилю. В качестве приглашенного гостя в выступлениях коллектива принимает участие лидер легендарного «Ленинградского диксиленда» саксофонист Олег Кувайцев.

Поскольку я сидела очень далеко от сцены, мои снимки хорошим качеством не отличаются. Поэтому я нашла снимок  музыкантов джаз-бенда на их сайте.

Существенным компонентом концерта были видеокартинки на заднике сцены. Они были подобраны практически к каждой песне. А когда Альберт Асадуллин беседовал со зрительным залом, за его спиной был его фотопортрет. Приходилось читать о том, как тщательно он продумывает каждое свое вступление. Мы в этом убедились.

Концерт он вел сам  рассказывал, вспоминал, шутил… Однажды пригласил зал спеть  и получился мощный хор.

От концерта долгое время оставалось приятное послевкусие. Было такое впечатление, будто именитый певец общался лично с тобой. Хотя в огромном зале был аншлаг.

К сожалению, певцов, чьи голоса различить в сотнях других, становится всё меньше. Альберта Асадуллина не перепутаешь ни с кем...

ew layer...
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить