Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вас приглашают на экскурсию по Казани

13 апреля 2016 года в Городском дворце детского творчества имени Абдуллы Алиша прошел заключительный этап конкурса юных экскурсоводов. Его учредителями являются  Управление образования Казани, городской Комитет внешних связей и туризма, Туристско-информационный центр Казани и Дворец имени Алиша.

Членом жюри была главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева. Предлагаем вашему вниманию ее впечатления о конкурсе.

Как сказано в Положении, цель  конкурса воспитывать бережное отношение к истории и культуре родного города. Там же определены задачи:

– активизировать  поисково-исследовательскую деятельность учащихся;

– стимулировать разработку новых туристических маршрутов и выявлять интересные экскурсионные объекты города;

– привлекать детей и молодежь к социально значимой деятельности.

– стимулировать интерес обучающихся к практической деятельности по организации экскурсий и способствовать формированию основных навыков профессии экскурсовода.

Конкурс начался в октябре 2015 года. В феврале были определены участники очного  тура, представляющего собой публичную защиту экскурсионного проекта. Авторам работ была предоставлена возможность внести исправления по замечаниям экспертов.

Среди участников конкурса были в основном старшеклассники Казани, однако в нашей секции экскурсию под названием «Из прошлого в настоящее» провела ученица 4-го класса школы №79 Азалия Михедерова. Девочка выступала первая, не все было ладно с аппаратурой, но она не растерялась. Член экспертной комиссии, известный казанский краевед Кафиль Амиров ее выступление отметил особо и подарил ее свою книгу «Казанских улиц имена».

Конкурс экскурсоводов проводится уже давно. Можно сказать, с советских времен. Это подтвердила на церемонии открытия Равиля Закировна Хадыева, заведующая отделом патриотического воспитания «Avante» Дворца имени Алиша, его бессменный организатор.

Если раньше у конкурса были чисто учебные цели – экскурсия была одной из форм предъявления результатов исследовательской работы, то в последние годы у него появились  заинтересованные заказчики в лице руководителей туристической отрасли и нескольких казанских вузов, которые готовят кадры для этой отрасли. Ребят агитировали не просто на конкретную профессию, но и на работу за рубежом. Оказывается, во многих странах нуждаются в экскурсоводах, работающих на русском языке. 

Признаюсь, меня удивило большое число участников публичной защиты.  Их было так много, что русскую секцию разделили на две части, из-за чего мы потом с трудом определили победителя, поскольку жюри каждой подсекции настаивало на своей кандидатуре. И все равно защита  заняла довольно много времени. Во всяком случае у нас – на каждой подсекции слушали по 9 выступлений.

На секции  английского языка было 14 докладчиков,  на секции татарского языка – 11, на секции немецкого языка – 6. По два докладчика выступало на секциях французского и восточных языков.

Но это был не единственный повод удивляться. Равиле Закировне удалось привлечь в экспертный совет профессионалов самого разного уровня – экскурсоводы, вузовские педагоги, научные сотрудники музеев, представители заинтересованных организаций, среди которых – «Альянс-Франсез-Казань» и компания «ITEC – образование за рубежом».

Члены экспертной комиссии Александр фон Гревениц, один из потомков поэта Александра Пушкина, и Эссам Абдель Вахед, египтянин. У них были свои темы для общения. Эссам Абдель Вахед подарил Александру Николаевичу древний папирус

На нашей подсекции работы оценивали, кроме меня, К. Амиров, А. Фахретдинов, научный сотрудник Института археологии Академии наук РТ, Эссам Абдель Вахед, доцент кафедры туризма Казанского национального исследовательского технологического университета. 

Темы конкурса 2016 года были определены календарем. Было два тематических направления – «Литературная Казань» – в честь Года литературы и «Парки и скверы Казани» – в честь Года парков и скверов. Во втором направлении преобладали экскурсии по старинным зеленым зонам нашего города. Вспомнили Русскую и Немецкую Швейцарию, побродили по аллеям дореволюционного Лядского сада… 

На русской секции рассказывали о Габдулле Тукае, наших земляках Веронике Тушновой и Гаврииле Державине,  студенте Императорского Казанского университета Льве Толстом и «казанских университетах» Алеши Пешкова – будущего писателя Максима Горького, о пребывании в Казани Пушкина и Дюма. Два доклада были посвящены казанской истории Василия Аксенова.

Мне показалось очень интересным сообщение Ангелины Кошуриной, ученицы школы №111, которая представила экскурсию по местам Н.М. Ибрагимова, поэта, педагога, одного из инициаторов создания Казанского общества любителей отечественной словесности. В центр своей экскурсии она поставила его песню «Во поле березонька стояла».  Николая Михайловича современные казанцы не знают, а вот песня знакома всем.

Не буду рассказывать об экскурсиях. Я предложила авторам опубликовать их исследования в «Казанских историях». Опыт таких публикаций у нас уже есть.

Каждый юный экскурсовод должен был представить фрагмент авторской экскурсии, воспользовавшись медиапрезентацией, продемонстрировать при этом владение методикой показа и рассказа, интерактивными формами подачи материала. Члены жюри имели возможность познакомиться с полным текстом и иллюстрациями, а некоторые авторы заготовили даже раздаточный материал. Например, на нашей секции Алина Шайхиева и Алсу Абдуллова (лицей №121), рассказавшие о новых памятниках Казани, напечатали красочный буклет.

Итоговая оценка, выраженная в баллах, состояла из двух слагаемых. Перед защитой члены жюри имели программу, в которой были указаны баллы за теоретическую часть.  Нам предстояло оценить публичную защиту по шести критериями, от мастерства общения с экскурсантами до  новизны работы и возможности ее дальнейшего практического использования. Надо сказать, что оценивали ребят довольно строго. Не поощрялось чтение по бумажке, наоборот, поощрялись формы прямого контакта с туристами. Как оказалось, нельзя работать одновременно двум экскурсоводам, между тем у нескольких экскурсий было два автора.

Надо было вместиться в 10 минут, и все выступавшие регламент выдержали. Но на нашей секции обсуждение почти всех экскурсий затянулось. Члены жюри могли задавать вопросы, и мы такой возможностью активно пользовались. Но на это времени нужно было немного. Можно сказать, что все мы, и школьники, и члены жюри, попали на мастер-класс Кафиля Фахразиевича Амирова. Он находил любую неточность в экскурсии, дополнял почти все работы мало известными фактами из истории Казани.

Сначала я подумала, что молодая аудитория не выдержит такой длительной процедуры защиты, но юные экскурсоводы и их педагоги слушали, как завороженные. Признаюсь,  я тоже узнала много нового и непременно использую это в наших публикациях, благо взяла с собой диктофон и все записала.

При  обсуждении речь шла не только о содержательной стороне экскурсий. Мы дали несколько советов ребятам на тот случай, если в группе туристов окажется, как выразился Кафиль Амиров, «мухоморный экскурсант».

Как оказалось, это еще не финал, хотя мы определили на каждой секции победителей в двух номинациях,  а также призеров. Впереди у ребят 3 этап, суперфинал.Победители, занявшие 1 место на секциях, проведут пешеходную или автобусную экскурсию по городу Казани, и по результатам суперфинала мы узнаем имя главного победителя городского конкурса.

Две подробности в завершение моих заметок.

Первое – организаторы конкурса предварительно дали участникам конкурса много полезной информации. Для них работала «Школа юного экскурсовода».

Ученица 10 класса гимназии №2 получила Диплом 1-й степени за экскурсию «Пушкин в Казани»

Второе – каждый призер получил не только диплом, но и памятный подарок. Я видела книги – дорогие подарочные издания, а также подарок от «Ак Барс-Банка». Это немаловажный фактор продвижения любого конкурса, особенно такого, который требует от школьников и их педагогов много времени и сил.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Бырина Ольга Борисов 26.04.2016
Большое спасибо Вам за активную жизненную позицию, за прекрасные минуты, которые Вы подарили нам, за этот интересный и познавательный очерк. Здоровья и долгих лет жизни!