Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Завет отца: самое серьезное - это просто жизнь

8 сентября 2015 года в кинотеатре «Родина» в рамках конкурсной программы XI Казанского международного фестиваля мусульманского кино была показана документальная картина Степана Белова «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани».

Среди зрителей была Любовь Агеева, которая написала о фильме сразу же после его просмотра. Посмотрев сюжет программы «Музыкальная жизнь» на телеканале «ГТРК «Татарстан», она внесла в публикацию несколько дополнений.

Фильм представили режиссер Степан Белов и директор Центра современной музыки Софии Губайдуллиной Ляйля Гарифуллина, которая выступила в роли продюсера.

В зале были как обычные зрители, так и люди, сведущие в музыке. Судя по всему и тем, и другим было интересно. Одни, зная лишь фамилию знаменитой землячки, узнали много новой информации о семье будущего всемирно известного композитора, о том, где и у кого училась София Асгатовна; другие могли оценить усилия, предпринятые создателями фильма. В поисках своей героини они побывали в деревне Байряка, где начинался ее род, в Чистополе, где она родилась, в Минске, куда она приехала на авторский концерт.

Не проявляя особого интереса к общению с журналистами, о чем она не раз говорила в интервью, София Асгатовна была очень искренна в общении с гостями из Казани (скорее всего в Минск ездил сам Степан Белов, который указан в титрах не только как режиссер, но и как оператор, а также монтажер).

Видимо, воспоминания, вызванные этой встречей, были не только приятны, но и важны для знаменитой собеседницы. Так что общий вывод фильма о том, что выдающегося композитора Софии Губайдуллиной не было бы, если бы не ее малая родина, если бы не Казань, базируется на прочном фундаменте из фактов и мнений.

Иллюстрации - кадры из фильма

София Асгатовна Губайдулина родилась в Чистополе. Её отец – Губайдулин Асгат Масгудович, был инженером-геодезистом. Мама – Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, работала педагогом.

«Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», – сказала София Губайдулина в одном из интервью.

София Асгатовна с большой благодарностью говорит в кадре и о матери, и об отце. Когда ее спросили, что в своей жизни она запомнила как наиболее важное событие, она ответила: «Появление в доме рояля». Об этом же скажет в кадре.

Отец Софии Асгатовны – высокоинтеллигентный человек, получивший глубокое духовное воспитание, быть может, особенно тонко понимал сложную творческую натуру своей дочери. Слова, сказанные им перед отъездом в Москву, София Губайдулина помнит до сих пор:

«Только не спеши на переходах улицы… В сущности, самое важное, что надо было сказать… И в этом я тоже вижу какое-то, может быть укоренённое в веках, в роду, глубинное понимание, что самое серьёзное – это просто жизнь».

О глубинных корнях рода Губайдуллиных рассказывают создатели картины. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой. Религиозными деятелями были и его отец, и его дед. О них до сих пор с теплотой вспоминают в деревне Байряка.

Ощущая в себе созидательные корни своего рода, София Асгатовна как-то сказала:

«Для меня важно, что я – продолжение рода Губайдуллиных. Психологически очень важно».

Фамилия Губайдуллиных происходит от имени прапрадеда композитора Губайдуллы – хазрята – сына Ибрагима. Он унаследовал от отца должность имама соборной мечети и явился основателем медресе «Губайдия» в селе Байряка Бугульминского уезда, ныне Ютазинского района Татарстана. Названное по традиции его именем медресе «Губайдия» было вторым по величине и значимости после Казанской «Мухаммадии». В начале века здесь обучалось около 500 шакирдов.

Основатель медресе «Губайдия» мударрис (профессор) Губайдулла-хазрят обучался в Бухаре, Аравии, Индии. Его дети и внуки также получили хорошее образование. Благодаря построенной соборной мечети и деятельности ее имамов – Губайдуллы– хазрята, Габдулгали-хазрята и его сыновей Мухсина и Масгута, деда композитора, село Байряка более чем на сто лет стало одним из духовных центров региона.

Создатели фильма прошли по губайдуллинским местам Казани. Это и дом на нынешней улице Тельмана, и первая музыкальная школа, где она училась, и Казанская консерватория, где проходило ее становление как музыканта. Зрители узнали о том, что она могла стать талантливой пианисткой, но ее больше увлекло сочинительство музыки. Она тепло отзывается о своих учителях.

«Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением. Рувим Львович Поляков, совершенно необыкновенный человек с самыми высокими художественными устремлениями, стал моим духовным отцом. Моя учительница по фортепиано Екатерина Павловна Леонтьева тоже была замечательным человеком и превосходным педагогом. У меня к ней было великое чувство любви...», – вспоминает С. Губайдуллина (из печатных интервью http://centrsofia.com/biografiya.html).

В консерватории ее педагогами по фортепиано были Л. Лукомский и известнейший теоретик пианизма Г. Коган. По композиции она занималась под руководством А. Лемана и Н. Жиганова. После окончания консерватории получила диплом профессиональной пианистки, но в это время уже точно знала, что хочет стать композитором.

А. Леман сыграл решающую роль в формировании С. Губайдулиной как композитора. Именно он рекомендовал ей продолжить образование в Москве, а ректор консерватории Н. Жиганов подписал емкую и точную характеристику:

«С. Губайдуллина обладает ярким художественным дарованием, проявляющимся как в творческом (композиторском), так и в исполнительской (пианистической) области. Очень серьезный, вдумчивый музыкант, с большими способностями к дальнейшему развитию. В течение всего времени пребывания в Казанской консерватории работала отлично (Сталинская стипендиатка). Окончив консерваторию по специальности фортепиано, Губайдуллина должна продолжить обучение по классу композиции».

Много лет спустя именитый композитор скажет:

«Я убеждена, что без казанского периода композитора бы из меня не получилось».

Она называла казанский период «большой, основательной подготовкой»:

«Мне нужна была и психологическая, и чисто человеческая подготовка, и музыкальная. Я вообще ставлю этот период очень высоко, потому что Казань мне дала настоящее классическое образование…»

Сценарий картины написали сотрудники Центра современной музыки Софии Губайдуллиной Рамзия Усеинова, Нурия Хайруллина и Екатерина Маннапова. Они уже давно ведут исследовательскую работу, изучая биографию нашей землячки и ее творчество.

Мы видим в кадре шведского дирижера Андреса Мустонена, который представлял сочинения С. Губайдуллиной в Минске, а также Сагадатуллу Тухбатуллина, Рустема Нуриева, Альфию Хазиеву, Гузель Бикмееву, Людмилу Власову, Элеонору Бреслав.

Афиша концерта в Минске, на котором побывали создатели фильма

А главное – мы видим и слышим Софию Губайдуллину. А это дорогого стоит.

Она говорит не только о каких-то биографических воспоминаниях. Всемирно известный композитор, много повидавший на своем веку, она уже давно сформировала свое видение роли композитора, музыканта в этом мире. София Асгатовна не раз говорила журналистам, как для нее много значит образ креста. Говорит об этом и с экрана.

Для нее это не просто символ православной веры, которую она когда-то приняла. Для нее это образ мира, где горизонталь – это обычная жизнь человека, плоскость, как она говорит, а вертикаль – это область духовных смыслов. Задача людей искусства, в ее представлении, – переводить человека из материальной обыденности, воплощенной для нее в плоскости, в вертикаль, в духовную плоскость.

Сказанные с экрана, как бы тебе, зрителю, лично, слова воспринимаются совсем по-другому. И ты уже с другим настроением слушаешь фрагмент концерта «Всадник на белом коне», улавливая явственный отзвук колоколов. И понимаешь, почему Софию Асгатовну называют пророком.

Через всю ленту проходят репортажные кадры о репетиции будущего концерта Софии Губайдуллиной в Минске с ее участием. Стоит отметить, музыки в картине много, однако это понимаешь только в конце, когда названия сочинений появляются в титрах. Так умело она вкраплена в сюжет, служа своего рода каркасом, на который монтируются исторические факты и интервью, в том числе воспоминания самой Софии Асгатовны.

«Я считаю, что вытянул счастливый билет – снять фильм о таком человеке, как София Губайдулина. Я открыл для себя мир музыки. Музыки, которую нельзя слушать фоном, что-то делая, в неё надо вникать, проникаться ею», – добавил Степан Белов.

Он подчеркнул важную роль в создании картины Центра современной музыки Софии Губайдуллиной и ее директора.

«Мы очень хотели успеть снять фильм к юбилею нашей героини, и нам это удалось. Задумка создания этого фильма возникла, когда мы поняли, что информации о казанском периоде Губайдулиной очень скудная, её практически нет», – сказала Ляйля Гарифуллина на встрече в пресс-центре фестиваля.

Напомним, София Губайдуллина родилась 24 октября 1931 года. На будущий год ей будет 85 лет.

Практически во всех биографических очерках в основном рассказывается об учебе Софии Губайдуллиной в Московской консерватории, в классе композиции Николая Пейко. В фильме этот пробел восполняется.

Ляйля Гарифуллина как продюсер не злоупотребила своей ролью, и зрители практически ничего не узнают о центре, который она возглавляет. Он был открыт в 2001 году в связи с 70-летием нашей выдающейся землячки (она родилась в 1931 году). Старое деревянное здание под номером 29 на улице Тельмана, в котором прошли детство и юность композитора (1932-1953), сохранилось скорее всего именно поэтому. Оно было отреставрировано, и теперь здесь постоянно звучит музыка. В Центре современной музыки Софии Губайдулиной есть и музейные комнаты.

Впрочем, создатели фильма сознательно ограничили себя в отборе материала. Ведь можно было рассказать и о концертах ее музыки в Казани, и о нескольких приездах Софьи Асгатовны в наш город. Они остаются верны заявленной задаче – исследовать истоки таланта великого композитора, особенности ее творческого почерка.

Несколько слов о Степане Белове. Он родился в феврале 1993 года в городе Глазове, получил диплом Казанского государственного университета культуры и искусства (факультет кино и телевидения, кафедра киноискусства). Впервые заявил о себе в 2012 году, когда получил Гран-при IV Казанского международного фестиваля любительского и молодежного кино, проходившего в рамках VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино, а вместе с ним и возможность снять дебютный фильм при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. Тогда он представил на конкурс игровой фильм «День трезвости», в котором был и автором сценария, и режиссером, и оператором. Сценарий писал вместе со своим отцом, который и предложил идею фильма. На момент съемок фильма автору было всего 18 лет.

Потом была победа на V фестивале, где его картина «Дзюин» победила в номинации «Лучший документальный фильм» (http://ras2203.narod.ru/shubino-kinoteatr396.html). Дзюин – это имя героя картины. Это фильм о человеке с очень непростой судьбой и очень сильным характером. Съемки проходили в психоневрологическом интернате. Главный герой потерял всю семью. Казалось бы, причин для радости нет, но тем не менее Дзюин и шутит, и улыбается, и смеется.

Фильм можно охарактеризовать одной фразой, сказанной героем: «Мы существуем, но стараемся жить».

Как выяснилось, у Степана нет музыкального образования. Тем не менее фильм получился не поверхностным, что очень часто случается у дилетантов. Напротив, он отличается профессиональным знанием предмета исследования. В этом, наверное, заслуга его сотоварищей по картине.

Специальный приз мэра города Казани получила картина «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани». Его вручила режиссеру Степану Белову и продюсеру Ляйле Гарифуллиной начальник Управления культуры Исполкома Казани Айгуль Горнышева

Очень бы хотелось, чтобы картину посмотрело как можно больше зрителей. Хотя бы по телевидению. Он будет очень уместен на телеэкране, поскольку сюжет составляют много интервью, много крупных планом и мало – общих, что привычно для телефильма.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить