Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Величественная фреска Баха в постановке Владимира Васильева

В Казани и Москве прошли премьерные показы спектакля Владимира Васильева «Даруй нам мир» на музыку величайшего творения Баха – Мессы h-moll.

Перед премьерой в Большом театре России выдающийся танцовщик и хореограф выразил свое отношение к Высокой мессе:

«Музыка Баха уводит в космос. Когда я в Италии прослушал ее полностью, у меня был шок. В ней есть правда чувства, музыка рассказывает обо всех живущих на этой земле. Это произведение, объединяющее людей и дарящее им радость. Это гимн Всевышнему, который даровал нам прожить жизнь. Месса Баха является антологией всей музыкальной культуры».

Народный артист СССР, Владимир Васильев – автор идеи, хореографии и постановки спектакля «Даруй нам мир».

Мечта выразить в танце глобальные философские идеи баховской мессы у Васильева зародилась давно, еще 40 лет назад после концертного прослушивания этого шедевра в Италии. Была мысль осуществить постановку в Ватикане, пригласив лучшие силы солистов оперы, хора, оркестра, балета мирового уровня. Но идея оказалась, по признанию самого Васильева, утопией. А предложение директора Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова поставить мессу на казанской сцене ему пришлось по душе, и на днях мы были свидетелями триумфа воплощенной мечты балетмейстера.

О чем повествует спектакль DONA NOBIS PACEM («Даруй нам мир»)? О высоких материях: о земле и космосе, о Вселенной и человеке как отражении Вселенной и посланнике великого Создателя. Этот, единственный в своем роде спектакль, по мнению В. Васильева, размышление о судьбах человечества и каждого человека в отдельности. О поисках Бога в себе, об отождествлении с Богом нашей души через выражение любви, добра, света, через познание друг друга.

Автор призывает к прозрению и единению людей. «Только даруя другому свет, любовь и мир, человек обретает счастье и надежду на спасение и возрождение. Вся Месса пронизана красотой и прославлением добра, мира и любви, которые спасут мир».[1]

Сложные проблемы бытия переплетаются и с личной судьбой автора: в спектакле прослеживается драматическая история его жизни, становление личности, встреча со своей любовью, поклонение Женщине, трагические потери (внезапный уход жены, балерины редкостного дарования Екатерины Максимовой) и философские размышления о смысле жизни человека на земле.

Режиссер – балетмейстер пока еще не определился с жанром сценической версии (во всяком случае, в программе он не обозначен). Возможно, это будет хореографическая композиция или балет на музыку Мессы h-moll И.С. Баха.

Владимир Васильев. Фото Джалиля Губайлуллина

Главное -  впечатляет результат. Мы увидели грандиозный синтетический театральный проект, инициированный художественными достижениями разных видов искусств – музыки, театра, балета, живописи, слова, видеоинсталляции и т.д. Это действительно мировая премьера сценической версии Мессы Баха. Ничего подобного в музыкальных театрах и на концертных площадках России и за рубежом не было.

Безбрежный океан музыки Высокой мессы не исчерпаем, в ней слышится дыхание космоса, глубокая мировая скорбь, оплакивающая жертвенный подвиг Христа во имя спасения человечества; воспеваются лучшие стороны человеческой натуры – сила духа, нравственная чистота и гармония.

В противопоставлении образа смерти и всепобеждающей силы жизни скрыт философский смысл этого мирового творения. Известный музыковед Константин Розеншильд назвал мессу огромной лирико-философской поэмой симфонического плана, в музыке которой обобщенно запечатлена жизнь.

«Образы страдания, скорби, жертвы, мольбы, горького пафоса и, с другой стороны, образы радости, света, триумфа правды, слиты здесь в гигантском синтезе, до какого Бах не доходил более никогда, ни до, ни после Высокой мессы».

Драматургию мессы определяет динамика контраста, вносящего зримую театральность в сценическое действие. Трагические картины скорби сменяются взрывами восторга, вселенской радости и света во II части Gloria – №1 «Слава в Вышних Богу», №7 «Со Духом Святым»; в III части Credo №4 «И воскресшего»; в IV части Sanctus – №1 «Осанна в Вышних».

Прикоснуться к таким космическим далям и вселенским музыкальным образам Баха мог лишь танцовщик такого фантастического уровня, как Владимир Васильев. Его первый опыт в этом плане зрители увидели в художественном фильме «Фуэте», снятом в 1986 году кинорежиссером Борисом Ермолаевым и режиссером-балетмейстером В. Васильевым, поставившем более тридцати балетных спектаклей.

Слияние музыки и танца ощущалось нерасторжимым. А основой хореографического языка стал классический танец с его эстетической красотой и гармонией пластики. Кантиленная архитектоника дуэтных и ансамблевых конструкций, изысканность линий в дуэтных адажио, лирических вариациях, сменялись драматическими сценками из реальной жизни, полной буйством красок, сильных эмоций и психологических ощущений.

Язык балетной классики органично соединен, на мой взгляд, с лексикой языческой обрядности и элементами народной хореографии, в частности, хороводом как выражения вечного круговорота в природе и жизни. В финалах I и II актов перед зрителем разворачивается языческий гимн страстей, сменяемый вдохновенным гимном человеку. Мастерски решены хореографические сцены в №5 Gloria «Взявший грехи мира» и названные выше массовые кульминационные сцены – №7 Gloria «Со Духом Святым» и №2 в Agnus Dei «Даруй нам мир».

Владимир Васильев поэтизирует движение, его танец гармоничен и одухотворен красотой музыки Баха. Солисты органично влились в эстетику В. Васильева: это заслуженные артисты РТ Кристина Андреева, Михаил Тимаев, Аманда Гомес, первый солист Антон Полодюк, лауреаты международных конкурсов Мидори Тэрада и Коя Акава. Танец центрального дуэта превратился в дуэт – историю любви и страсти самого Васильева (К. Андреева – А. Полодюк).

Остальные два дуэта обнаружили замечательный уровень партнерства и взаимопонимания с полувзгляда. А кордебалет в массовых сценах показал идеальную слаженность, художественный вкус и высокий профессионализм. Такая работа открывает новые возможности труппы и позволяет ей в будущем эволюционировать.

Балетное действие четко движется по нарастающей: от лирических камерных сцен, дуэтных адажио, ансамблевых вариаций к искрящимся, ликующим финалам, утверждающим триумф Человека-героя как символ высшего идеала Вселенной (Готхольд Лессинг).

Пластический и танцевальный подчерк Владимира Васильева уникален. Его самобытная хореографическая трактовка мессы на основе классики – это мощный прорыв в контекст мировой хореографии нового времени.

«Спектакль Dona Nobis Pacem Васильев ставит о себе, без швов совмещая общечеловеческие, философские смыслы мессы Баха с историей собственного художественного постижения мира. Месса во славу Творца воспринимается еще и мессой во славу Художника, чей счастливый удел – объяснять смыслы и пробиваться к сути мироздания языком искусства». [2]

Тончайшую музыкальную ауру мессы создавали исполнительские коллективы театра – оркестр (дирижер – Винсент де Корт) (Нидерланды), хор (главный хормейстер – Любовь Дразнина) и приглашенные солисты.

Кастинг голосов оказался весьма удачным – Эмилия Иванова (сопрано) из Болгарии, Агунда Кулаева (меццо) из Большого театра, Алексей Татаринцев (тенор) и Максим Кузьмин-Караваев (бас) из Московского театра Новая оперы им. Е..Колобова. Каждый из солистов был хорош по-своему, в дуэтах наблюдалось тончайшее слияние вокальных линий, гибкий ансамбль, в ариях пленяла красота голоса, культура пения солистов и точное стилистическое следование баховской эпохе.

Оригинально расположенные две мощные силы – по бокам сцены оркестр и в глубине ее монументальный хоровой коллектив – создавали глубокий фундамент звучания и бесконечный пространственный полет звука. Хор блестяще справлялся с многокрасочной звуковой хоровой партитурой мессы и донес до слушателей образы страдания, скорби, трагической патетики, мольбы, а также порывы всеобъемлющей радости, света, триумфальной победы духа и всепобеждающей силы жизни.

В настоящее время оркестр и хор Татарского оперного театра находятся в эпогее славы, их уровень сравним с лучшими европейскими театральными коллективами. Кстати, успех спектаклей Международного оперного Шаляпинского фестиваля во многом зависит от редкого баланса звука и ансамблевой чистоты вокально-оркестровых красок.

Впечатляющую объемную реалистичную картину Вселенной и космического пространства помогли отразить Виктор и Даниил Герасименко (сценография и компьютерная графика) по рисункам Светланы Богатырь (Франция), художник по костюмам Татьяна Артамонова и художник по свету Айвар Салихов.

Владимир Васильев на репетиции. Фото из буклета к спектаклю

Успех спектакля был грандиозен, публика более получаса рукоплескала постановщикам.

18 апреля с еще большим успехом прошла премьера спектакля «Даруй нам мир» в Москве, в Большом театре в день 75-летия Владимира Викторовича Васильева. Можно пожелать этому грандиозному зрелищу триумфального шествия по сценам мира!

 

[1] Слово постановщика. Буклет «Даруй нам мир» по мессе си-минор И.С. Баха. – Казань: Печатный двор, 2015. – С. 9.

[2] Коробков С. Дарующий мир // Вечерняя Казань, 2015, 16 апреля.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить