Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1906 – Высочайшим указом заслуженный ординарный профессор Н.П. Загоскин с 7 марта утвержден после избрания ректором Казанского университета.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

История республики и страны через биографии конкретных людей – это «Аярис»

Есть в Казани «Аярис». Это и фонд биографических интервью, и культурный центр. Теперь можно сказать, что это еще одна казанская видеостудия.

В 2019 году эта студия презентовала три документальных фильма из проекта, который назван «Персона». Их создатели выбрали из огромного потока замечательных людей Татарстана три персоны - генерала Салиха Япеева, долго служившего министром МВД Татарской АССР, создателя и первого ректора Казанской государственной консерватории, композитора Назиба Жиганова и директора Госфилармонии ТАССР имени Г. Тукая в 80-е годы прошлого столетия Марата Тазетдинова. Важно, что созданы фильмы на средства Фонда президентских грантов, поддерживающего некоммерческие организации России.  

Обладая богатейшим собранием интервью о людях Казани (каждый день журналисты прибавляют 4-5 новых биографий), «Аярис» не мог не найти им творческое применение.

«Аярис» работает в Казани уже около 10 лет. Он возник как локальный проект, целью которого была запись воспоминаний  участников Великой Отечественной войны. В преддверии праздника 9 мая в 2019 году состоялась торжественная передача фото- и видео-материалов проекта «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны» Национальному музею Республики Татарстан. На церемонии прошло награждение наиболее активных его участников. 3 000 фотографий фронтовиков из семейных архивов жителей Татарстана теперь хранятся в Национальном музее. Центр «Аярис» передал музею 367 видеоинтервью ветеранов Великой Отечественной войны. Воспоминания фронтовиков команда собирала с 2009 года.

Такой проект нельзя завершить. Интервью ветеранов продолжают записываться. Приведем цитату с аккаунта «Аяриса» в соцсети:

«К чему нельзя привыкнуть за тысячу интервью? К воспоминаниям людей о войне. Особенно – если они в войну были детьми. Такие воспоминания носишь в себе несколько дней, а то и лет, и ценны они не только своим нравственным зерном и ошеломляющим свидетельством невероятных возможностей человеческого организма и характера. В них – начало социально-гуманитарного развития общества после войны, в том числе – первые шаги инвалидов в своих правах. Спустя 20 лет Победы им удалось обратить на себя внимания государства и общества».

Одна из таких историй – от Веры Кирилловны Русаковой о своем отце.

Со временем возникла идея расширить круг собеседников «Аяриса». Работники фонда предложили ВСЕМ казанцам увековечить для потомков свои воспоминания, рассказать о своих родных и знакомых. Началась съемка интервью, которые сохраняли истории жизней казанцев и жителей всей республики, известных и безвестных, разных по профессии и социальному положению.

Интервью записывает известный казанский музыкант Данияр Соколов

У нового проекта появилась цель сохранить историческую память по новейшей истории Татарстана через воспоминания современников. За 10 лет было снято около 3 000 биографических интервью. Созданы специальные проекты. Например, сделано несколько видеофильмов о воинах- «афганцах». Появился большой коллективный труд о легендарном директоре Казанского авиационного завода Виталии Егоровиче Копылове. В «Аярисе» сняты интервью больше ста ветеранов КАПО. Все они говорили о своем директоре с большим трепетом, естественно, сожалели о его преждевременной смерти. Не сумев в лихие 90-е годы обеспечить авиастроителей работой и, соответственно, зарплатой, Виталий Егорович свел счеты с жизнью. Но его помнят на предприятии до сих пор.

«Мы хотим показать историю нашего города в лицах. Она не только в зданиях, великих предприятиях, но и в людях», – говорит президент  культурного центра «Аярис» Татьяна Михайлова.

Неизбежно была возникнуть потребность привлечь к проектам фонда как можно больше внимания, чтобы о его возможностях узнала большая аудитория. Так работники «Аяриса» вышли за пределы своего офиса, что называется, в мир. Несколько примеров его творческих инициатив.

 Учредитель организации приемных семей «Мы вместе» Татьяна Степанова рассказала в своем интервью о силе родительской любви, семьях Татарстана и своей главной мечте

 Пять лет фонд биографических интервью «Аярис» поддерживает конкурс материнства и семьи «Нечкэбил». В 2018 году, 29 ноября, все полуфиналисты и финалисты конкурса оставили историю своей семьи в архиве фонда, а шесть семей получили готовые фильмы в подарок.

3 декабря 2018 года журналист «Аяриса» Эльвира Шарипова вручила памятные призы победителям конкурса «Ул кабызган утлар балкышы», который был проведен в честь 131-й годовщины со дня рождения Карима Тинчурина и 85-летия Татарского театра драмы и комедии его имени. Когда-нибудь одни из них придут в «Аярис» на интервью, в качестве гостей, а другие, возможно, – в качестве журналистов.

Первое требование к журналистам, работающих в «Аярисе», – знание истории и культуры родного края. Поэтому для победителей конкурса – учащиеся школ республики – были подготовлены особенные подарки: каждый получил книгу «Увлекательный Татарстан».

В 2013 году инженер «Аяриса» получил новый комплект мобильной видеостудии для съемки интервью.

«Маленькие камеры были принципиально важны, ведь первыми гостями студии были люди преклонного возраста, не привыкшие к съемке. И для их удобства мы хотели убрать полуметровые «пушки», а также операторов за ними. Один гость – один журналист. Наши гости – многим было за 90! – просто расцветали в детском восторге, увидев себя в кадре, на мониторе: «Это что, я? Уже на экране? Я впервые в жизни вижу себя со стороны, как интересно!».

А в конце съемки каждый доставал мобильный (или записную книжку) и звонил друзьям: «Нина, тебя в Аярис звали? А что не пошла, тут не страшно, камеры меньше твоего фотоаппарата!».

Прошло 5 лет, большинство этих активных бабушек с их теплом, добром, непосредственностью, счастьем, теперь в памяти родных и в своем двухчасовом интервью, в архиве Аяриса. Помните фильм «Спеши любить»? Это про Аярис: спешите рассказать, спешите слушать.

В 2018 году у небольшого коллектива «Аяриса» возникла идея побороться за грант Президента Российской Федерации, который поощряет творческие проекты некоммерческих организаций. Так возник проект «Персона» – цикл документальных фильмов о выдающихся личностях Казани, созданных из воспоминаний современников: родственников, коллег, друзей, учеников, соседей.

Можно представить, какую радость в начале ноября прошлого года испытали в «Аярисе», когда узнали, что проект получил признание, а вместе с ним и существенную материальную поддержку.

В 2019 году были сняты три документальных фильма – о Салихе Япееве, Назибе Жиганове и Марате Тазетдинове. Фильмы о них уже завершены, их увидели первые зрители.

Еще одна цитата из аккаунта в сети:

«Цель фильмов – показать этих ключевых для Татарстана ХХ века фигур как профессионалов своего дела и как живых людей, как личностей в живом окружении и ежедневной деятельности. Мы хотели дать для каждого из нас пример для подражания в человеколюбии и самоотверженности. Это биографии людей, значимых своим общественным служением. Они обогатили культуру и историю республики, повлияли на современников и потомков, на сам процесс развития нашего города.

«Мы, съемочная группа «Аярис», очень рады вернуть Марата Тазетдинова в сегодняшний день, потому что без него Казань была бы другой» – так можно сказать и о Салихе Япееве, и о Назибе Жиганове. По мнению «Аяриса», это три ключевые для истории ХХ века Татарстана фигуры. Конечно, они очень разные.

Марат Тазетдинов – директор Государственной филармонии РТ с 1973 по 1988 год, заслуженный работник культуры ТАССР и РСФСР. Успешный администратор, сегодня точнее сказать – продюсер, поэт, исполнитель собственных песен, режиссер творческих проектов.

Салих Зелялетдинович Япеев, генерал-лейтенант внутренней службы, участник Великой Отечественной войны,  с 1954 года в течение 20 лет работал министром МВД Татарской АССР, оставил о себе добрую память, которая передана современникам через несколько поколений. Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, трижды лауреат Государственной премии СССР, композитор и первый ректор Казанской государственной филармонии имеет отношение ко многим историческим событиях в культурной жизни республики, начиная с 1939 года, когда он приехал сюда после окончания учебы в Московской государственной консерватории.

Каждый фильм снимался как сборник биографических интервью. Его создатели общались с близким окружением героя – семьей, учениками, коллегами, друзьями. У каждого из них осталась своя уникальная память: истории, оценки, эмоции, опыт общения… У собеседников «Аяриса» была достаточно продолжительная, до двух часов, съемка – ответы на вопросы журналиста.

«Мы углубляемся в какие-то вопросы, чтобы лучше понять ситуацию или раскрыть новый неизвестный для нас до этого момент, который возникает непосредственно в момент съемки. Это всегда бывает очень интересно, потому что известное событие обрастает нюансами, характеризующими деталями, рисуется просто-таки кинематографическая история, хотя в кадре перед нами только человек. Эти детали позволяют подобрать хронику, чтобы иллюстрировать сказанное. Если это удается, то восприятие материала усиливается, так как к слуховому каналу добавляется зрительный», – вспоминают участники съемочного процесса.

Далее в работу вступает звукорежиссер, который подбирает музыку к каждой сцене фильма. Функция музыки не менее важна, чем визуальный ряд, потому что она усиливает эмоцию, фокусирует смыслы, а где-то дает возможность зрителю сделать паузу, чтобы войти в новый эпизод с новыми силами.

Вся музыка фильма Жиганова авторская – это его творческое наследие. Музыка здесь – такой же герой, как и сама персона композитора. Мы понимаем источник его вдохновения – татарский мелос, физически ощущаем силу духа в оперных ариях «Качкын» и «Джалиль», слышим глубокую лирику и романтическую историю в увертюре «Нэфиса»…

Музыкальное сопровождение фильма о Марате Тазетдинове служит иллюстрацией двух сюжетных линий: авторская песня, принадлежащая Марату-поэту и барду, и музыка эпохи – концерты, народные мотивы, эстрадные хиты – все то, чем ежедневно жил Марат Тазетдинов, будучи директором Татгосфилармонии. Эти музыкальные дорожки дороги зрителю каждая по-своему: одна рассказывает очень личную историю, другая окунает с головой в счастливое прошлое, молодость, окрыляет и позволяет вновь пережить сильные эмоции, счастье, ожидание будущего, надежду.

Музыка в фильме о Япееве – скорее функционально-хроникальная, она четко иллюстрирует и сопровождает хронику рабочих будней генерала МВД: пожары, задержания, рабочие встречи, военное прошлое. Вместе с тем, ей нельзя отказать в роли художественной сборки образа, поскольку она создает энергетику личности – собранность, целеустремленность, бесстрашие и одновременно гуманизм и искреннюю заботу о людях, которые рядом.

У монтажа биографических интервью очень сложная задача – создать непрерывную и динамичную историю из большого числа действующих лиц. Сложностью фильма о Жиганове было то, что в нем участвовало 24 человека, и монтаж требовал крайне внимательного обращения с материалом, чтобы мозаично и осмысленно сложить пазл из нескольких рассказанных историй. Не все интервью вошли в фильм, но в титрах названы все, кто вспомнил о Назибе Гаязовиче».

«Мы столкнулись с тем, что возникла разница зрительского восприятия к режиссерскому подходу: кто-то оказался не готов к «мелкой нарезке», и испытал сложности в восприятии материала, но большинству зрителей новый подход показался очень интересным и виртуозно исполненным, – рассказывает Елена Коняева. – Мы слышали эту оценку из отзывов во время показов фильмов при участии нашей съемочной группы. Творческая группа была рада реакции зрителей: опасения, что язык фильма будет не воспринят возрастным зрителем, оказались напрасными, а за молодого зрителя, приученного к клиповому подходу, мы не волновались. Так очень плотная история, состоящая из биографии, творческого наследия, педагогического подхода, семейной истории, драмы последних лет, связанной с неизбранием Назиба Гаязовича на пост главы Союза композиторов Татарстана смотрится на одном дыхании и теми, кто знал Жиганова лично и теми, кто впервые узнает это имя.

Фильм о Марате Тазетдинове погружает зрителя в эпоху 70-80-х, атмосферу подъема культуры и одновременно рассказывает историю гениального продюсера, который эффективно решал общественно-значимую задачу «Культуру – в массы!». Мы показываем и другую сторону личности Марата Абдурахмановича – он реализовался и как поэт, бард, в фильме звучат его песни.

История Салиха Зелялетдиновича Япеева уникальна по-своему. Мы увидим фрагменты военного прошлого, личного противостояния беспощадной уголовной массе во время бунта в колонии, иллюстрации к личности – волевой, высшей степени ответственной, а еще очень гуманной и по-настоящему внимательной к людям. Все это в совокупности оставило о Япееве неизгладимую память среди его коллег и людях, которые его знали.

Мы получаем благодарности от зрителей за работу по сохранению исторической памяти. Это одновременно и цель нашего проекта, и миссия «Аярис» – сохранять историю в лицах.

Проект «Персона» просто не мог не состояться, и вклад Фонда президентских грантов в это неоценим. Фильмы размещены на канале Youtube в свободном доступе:

Персона: «Марат Тазетдинов» https://youtu.be/Co2BY5QgcmQ

Персона: «Назиб Жиганов» https://youtu.be/etIptsLdo1w

Персона: «Салих Япеев» https://youtu.be/PGBY0eoxiJo

Если нет времени посмотреть фильмы в полном объеме, а каждый продолжается почти полтора часа, можно посмотреть отдельные интервью. Команда «Аяриса» рассказывала о съемочном процессе в сети, и потому мы можем легко представить некоторых ее собеседников, а через них – героев фильмов.

Личное дело генерала Япеева – «Хранить вечно»

Может ли быть удивительной и вдохновляющей история о министре? А если это министр МВД Татарстана? Почему на его личном деле при помещении его в архив сделали маркировку «Хранить вечно»?

Ответ на эти вопросы мы даем в нашем фильме «Персона: Салих Япеев», снятом при участии Фонда Президентских грантов. О Салихе Зелялетдиновиче Япееве, который с 1954 года был министром МВД Татарстана в течение 20 лет с большой любовью и трепетом рассказывают его дочь Земфира Салиховна, внуки и сослуживцы.

«Наш генерал»– так и по сей день называют Салиха Зелялетдиновича Япеева сослуживцы. Надо признать, ветераны МВД были самой требовательной публикой среди зрителей. Каждому хотелось увидеть «своего генерала», и каждый щедро делился с нами мыслями, что еще нужно внести в фильм, чтобы образ получился полным и вдохновляющим.

Для нас, съемочной группы, это очень важно, значит, фильм затронул зрителей по-настоящему.

Салих Зелялетдинович избегал суеты вокруг своей персоны, публичности, поскольку был человеком дела, но мы не видим в этом противоречия – его история сослужит добрую службу в деле воспитания патриотизма и истинных ценностей у нового поколения. Идея служения и безупречного исполнения долга нужна сегодня как никогда раньше.

Работая с подследственными лично, он пытался понять, почему человек вступил на путь преступления. Что стало спусковым механизмом в его окружении? Главным инструментом очищения общества от криминала он считал неотвратимость наказания вне зависимости от статуса человека, совершившего преступление. Но прежде всего, до применения силы – оказание доверия человеку, которое дает шанс измениться, если проступок носит разовый характер.

А еще это был силовик-интеллигент, просветитель и создатель системы высшего образования для органов МВД.

Нравственный ориентир – это не уходящее понятие, это те люди, которые формируют эпоху и объединяют вокруг себя сотни и тысячи людей, чтобы менять мир к лучшему, таким остался в памяти генерал Япеев.

Для многих зрителей его имя ничего не говорило о его значимости для истории Татарстана, большинство зрителей вспоминало только «улицу Япеева». Теперь это наполнилось смыслом и уважением к личности, чье имя она носит.

Именно так, как считают в «Аярис», через рассказанные между собой истории, и формируется единое информационное поле, историческая память города, республики, страны.

«От природы папа очень любил людей. Вы знаете, я поражалась всегда: он с любым человеком находил общий язык. На его уровне, нисколько не то что не принижая, а совершенно на равных. Я помню, что я как-то навещала в ГИДУВе, в кардиологии, своего молодого сослуживца. И когда он пришел с больничного, он мне говорит: «Ты знаешь, я столько узнал о твоем отце! Со мной лежал бывший заключенный, много лет отсидевший; видимо, убийца. И когда он узнал, что ты меня навестила, поинтересовался: кто это? А я сказал, что у нее отец вот тот-то... И он рассказал о себе. Ты знаешь, говорит, что это за человек? Меня никогда никто не смог бы, как это называется, разговорить – а вот ему я рассказывал все. Так он мог подойти – с душой, с пониманием, – что то, что я даже самым близким никогда бы не сказал, ему рассказывал. Вот это, говорит, человек! Передай ей, пусть она отцу, если он жив, скажет...» – рассказала дочь Япеева Земфира Салиховна Зарипова.

С гражданами беседовал очень тактично. Особое уважение у него было к участникам Великой Отечественной войны, он сам участник. И вы бы посмотрели, как он с ними беседует, как он расположен к ним! Бывали такие случаи, когда, например, просьбу этого человека министр не мог исполнить. Но он так располагал к себе, так беседовал, давал какие-то советы, причём и сам заявитель участвовал в этом разговоре – и в конце концов получалось так, что, когда уходил этот человек, несмотря на то что его просьба не была удовлетворена, он был доволен, благодарил министра, потому что настолько хорошая была беседа и настолько ценные советы он ему дал. Вот такой был человек!», – вспомнил о министре Япееве ветеран МВД, полковник милиции в отставке Борис Алексеевич Ботов.

 Он сделал культуру массовой

В годы жизни Марата Тазетдинова понятие массовая культура не означала попса. Массовая – значит для массовой аудитории. А его тогдазнала самая широкая аудитория – в домах и дворцах культуры, где проходили концерты филармонии (своего зала у нее тогда не было), в литературно-музыкальных гостиных и клубах, которых в ту пору было в Казани много. Счастливчики могли достать через него билет на концерт, а кому-то удавалось с его помощью пообщаться с известными гастролерами.

Он начинал в1956 году как киномеханик кинотеатра имени Г. Тукая. С 1960 по 1962 год служил в рядах Советской Армии. Затем поступил на заочное отделение финансово-экономического института и работал старшим экономистом конторы Госбанка. После окончания института был назначен начальником лаборатории НОТ Управления общественного питания при Совете Министров ТАССР. С 1969 по 1973 год М. Тазетдинов – заместитель директора Татгосфилармонии имени Г. Тукая, а затем, до 1988 года – ее директор.

Незаурядность его личности проявилась в том, что он был поэтом, музыкантом, композитором, режиссером-постановщиком. Своей творческой деятельностью М. Тазетдинов внес значительный вклад в духовное развитие и обогащение татарской национальной культуры. При нем в филармонии были созданы: музыкальный лекторий, расширился концертный отдел, сформировалась и стабилизировалась деятельность симфонического оркестра, был создан отдел народного творчества, много сил было вложено в становление и развитие Государственного ансамбля песни и танца.

В песенных фестивалях и шоу-программах участвуют выдающиеся мастера татарской эстрады. В Казани не редкость массовые театрализованные представления и праздники. Филармония вела активную гастрольную деятельности – наши артисты ездила по стране, к нам приезжали тоже из всей страны. Тазетдинов организовал в Казани первые гастроли Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко. Не без его умения договариваться со знаменитостями свершились в Казани гастроли выдающихся исполнителей Святослава Рихтера, Лолиты Торес, Митчела. Благодаря Тазетдинову в 1977 году в республику приезжал Владимир Высоцкий, а в 1986-м в Казани высадился десант во главе с Булатом Окуджавой.

В 1990 году М. Тазетдинов перешел на работу в Управление культуры города Казани и организовал дирекцию «Казань-концерт» по проведению крупномасштабных культурно-массовых мероприятий города Казани. Так праздновали День Победы, День республики, народный праздник Сабантуй собирал огромную аудиторию. Тазетдинов являлся не только организатором, но и режиссером.

В 1993 году Тазетдинов пришел работать в Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля в качестве заведующего художественно-постановочной частью и благодаря своему большому накопленному опыту внес ряд новых форм и методов в постановочную деятельность театра. Использование новых технических средств способствовало большому успеху в сценическом восприятии спектаклей не только в нашей стране, но и за рубежом. Он писал телесценарии, пьесы, веселые музыкальные сказки для театра. Сам выступал с сольными концертами.

Если вы от души танцевали перед киносеансом, были на концерте Мирей Матье, Аллы Пугачевой, «Машины Времени», Владимира Высоцкого или Лолиты Торес в Казани; если вы любили «Зур концерты» с первого их выхода – значит, вы уже взрослый. Ведь это были 80-е годы прошлого века. А может быть, вы слышали восторженные рассказы своих родителей об этих концертах. Тогда эта история и для вас тоже. Мы хотим подарить вам еще одну встречу с Маратом Тазетдиновым, человеком, который в 70-80-е годы создал в нашей республике концертную индустрию

Кому-то фильм дал возможность вспомнить молодость. Поверьте, это очень здорово, видеть после просмотра зрителей, которые улыбаются, потому что вспомнили свои моменты счастья, связанные с концертами мировых и российских звезд и впервые увидели человека, который им подарил эту возможность.

Первые съемки проекта «Персона» начались с интервью старейшего друга и коллеги Марата Тазетдинова – Юнуса Михайловича Валитова.

«Марат Абдрахманович учил администраторов заботиться об артистах. «Машина времени» давала пять концертов в день – столько желающих было попасть на выступление – мы кормили их за кулисами горячим обедом. Однажды зимой к нам прилетела известная на весь мир народная артистка СССР. Мороз и ветер, люди, идя от самолета до здания аэропорта, замораживали щеки и носы. Мы подали машину прямо к траппу, сняли с барышни полусапожки, надели шерстяные носки и валенки.

После гастролей нам звонят из Москвы, Главное управление культуры: «Что вы сделали с ней там? Она вернулась как с другой планеты».

В большинстве своем, знаменитости были простые, неприхотливые к условиям люди: Лещенко, Ротару, Ростропович, – с ними было очень легко. Человеческая забота настолько покоряла их, что они с удовольствием приезжали в Казань. Не в Казань – к Марату Тазетдинову. И давали 5-7 концертов за день».

Кто-то считывает в фильме ни много, ни мало – а секрет успеха, soft skills, навыки менеджмента, которые позволяли нашему герою, Марату Абдрахмановичу Тазетдинову, создать выдающуюся организацию, плодами которой мы пользуемся до сего дня. И поверьте, они не устарели спустя 50 лет: это и подбор правильных людей в команду – единомышленников, и постоянное движение вперед, и незабываемый уровень сервиса для своих партнеров, а еще забота о людях. Благодаря этому Татгосфилармония Марата Тазетдинова выполнила соцзаказ «Культуру – в массы» на 200%.

А еще это очень кинематографичная история о «дворовом детстве», которое не помешало ему вырасти в сильную и яркую личность. Он не просто остался в памяти современников, но и теперь будет частью новейшей истории Татарстана благодаря нашему реализованному проекту.

Посмотрите и вы фильм о Марате Тазетдинове. Он создан, чтобы сохранить память о нашем гениальном современнике, прикоснуться к его разносторонней личности, где удивительным образом соединились сильный руководитель, поэтический талант и мощь личности. История Марата Тазетдинова иллюстрирует эпоху и его вклад в музыкальную культуру республики. А еще вы увидите здесь Человека, прошедшего путь от дворового парня до крупного руководителя, умеющего слышать собеседника, по-настоящему заботиться о других, и делать свое Дело не просто на отлично, а задавая новый стандарт.

Марата Тазетдинова вспоминали Григорий Первин, Эдуард Туманский, Борис Рыбак, Эмиль Заляльдинов.

«Я научился хоронить друзей.

Я меньше плачу, меньше поражаюсь,

Я остаюсь таким же для людей,

И только сердцем незаметно сокращаюсь.

Это строки поэта Марата Тазетдинова. Когда человек уходит, о нем остается память и так называемое послевкусие. Так вот, что же осталось в моей памяти и послевкусии от Марата Тазетдинова? Это надежность, основательность и теплота. В нем удивительно сочетались эти качества мужественности и нежности. Все его творчество пронизано именно этим ощущением жизни», – с этих слов начал свой рассказ Вадим Кешнер.

С Тазетдиновым его связывали долгие годы дружбы. Жена Марата – актриса Юнона Ильинична Карева – работала, как и Вадим Валентинович, в Качаловском театре.

О ранних годах Марата Абдрахмановича и о даре общения рассказала его жена Гузель Тазетдинова:

«Марат закончил техникум связи и работал в «Вузовце» киномехаником, показывал фильмы. И у него осталась с тех времен Лолита Торес, черно-белые фильмы. Когда она приехала в Ленинград в 1981 году, он на коленях просил, чтоб она приехала в Казань. И она приехала. Для него она была звездой номер один, он исполнил свою мечту – привез ее в свой родной город.

У него был шарм, своим обаянием Марат обволакивал человека. Мне было 21, Марату 41 – я влюбилась в него, для меня не существовало больше никого. Его боготворили не только женщины, но и мужчины. Актер Качаловского театра Феликс Пантюшин говорил: «Если мне играть мужчину, я возьму образ только с Марата».

Марата Тазетдинова вспоминает Игорь Петров:

«Администратор филармонии мог достать все, тут вопросов не было. Артисты увозили с собой на дальнейшие гастроли колбасу, сыр – филармония выдавала им талоны. Кобзон приехал: «Республика славится меховым производством». Позвонили в Обком партии – он увез отсюда пять дубленок и сколько-то там шапок.

Пугачевой понравился норковый полушубок и дубленку для Кристиночки попросила. Кристине исполнялось 10 лет. Я поехал в Москву – Пугачева жила еще на улице Горького. Раньше ни металлических дверей, ни охраны – стены все расписаны, под дверями очередь – у Пугачевой автограф взять. Пришел к ней домой, Аллы Борисовны самой не было, передал дубленку для Кристины, а полушубок еще был не готов. И вот мы с Маратом в Москве, в гостинице «Минск», он звонит Пугачевой: «Привез заказ». А прошло уже два года! Алла Борисовна раздобрела. Примерили полушубок: «Ну и как я тебе нравлюсь? – Ты мне всегда нравишься. – Ты же видишь, что тесноват». И я заказал побольше, через ЦУМ.

Ну а с этим что? Шикарный мех, стоило 800 рублей.

– Марат Абдрахманович, давай сейчас я продам шутки за полторы?

– Не смей!

Он всегда заботился о своих сотрудниках, помогал с садиками и квартирами, но каких-то вопросах мог и жестко отказать: «Нет, ко мне с этим вопросом не подходить».

Вспоминание Александр Мамонтов, главный администратор филармонии при Марате Тазетдинове:

«Главный администратор филармонии, словно джинн из бутылки, должен уметь все: отправить в любой город страны человек десять, когда ни билетов на самолеты, ни на поезда давно нет, устроить в гостинице в любое время суток нужных людей, найти автобус, вызвать такси, заказать по междугородке Сочи или Магадан и разыскать там нужный коллектив.

Однажды раньше на сутки приехал в Казань ансамбль танца Грузии. Гостиница может принять коллектив только завтра. Администраторы завезли 70 артистов вечером на Арское кладбище, к могиле Василия Сталина. Благо, дело было летом. Просидели грузины с песнями и тостами до утра, да еще благодарили администраторов за «лучшую ночь в их жизни».

Вспоминает адвокат Александр Коган:

«Мы дружили, были на «ты», но я не мог назвать его просто Марат. Только Марат Абдрахманович. Вот такого масштаба был этот человек. Время, когда был директором филармонии, для жителей Казани – свет в окошке. И дело не только в том, что он вытаскивал в Казань артистов небывалого масштаба: культура действительно пошла в массы. Да, билеты попробуй еще достань. Но у людей появился культурный досуг, как бы сейчас сказали, тусовка, куда приходили, разодевшись в пух и прах, в самое лучшее. Вот вам и воспитание эстетики. Натанцевались, напелись – вот вам самое лучше средство снятия бытового стресса, вот для чего нужна индустрия зрелищ, масскульт, шоу-бизнес.

Фото дорогих артистов Марат Тазетдинов перевозил из кабинета в кабинет – вся стена была увешана фото и автографами звезд. И когда он умер, вместе с ним умер целый космос».

«Практически за день до смерти я был у него в больнице. Я приехал после поездки в Бельгию, я ездил к нашему общему знакомому Марку, он очень смешной человек и остроумный, от него привез много анекдотов и вот в больнице рассказывал их. Марат Абдрахманович сидел и хохотал, живой и вдруг что-то там пошло не так. Он мог бы еще жить...»,– вспоминает последнюю встречу старейший друг и коллега Марата Тазетдинова – Юнус Михайлович Валитов.

А это история от Рауфаля Сабировича Мухаметзянова:

««Лично я не был знаком с Маратом Тазетдиновым... Однако в моей жизни промелькнула одна довольно удивительная история!Лично я не был знаком с Маратом Тазетдиновым... Однако в моей жизни промелькнула одна довольно удивительная история!А я как бы мысленно окунаюсь еще раньше, в самое начало, 1953 год! Вы, наверное, не поверите, но это было то время, когда после смерти Сталина возникла уникальная возможность становления нашей субкультуры.. Парадоксально, но на танцах того времени уже культивировались, по мнению нашего правительства, веяния Запада! На танцах все чаще можно было видеть молодых людей в узких брюках-»дудочках» с незатейливыми прическами... В ходу был твист и ролингстон! На заводах и фабриках молодые люди, участвуя в художественной самодеятельности, имели возможность приобрести контрамарки на всевозможные джаз-бенды! Тогда впервые Олег Лунгстрем, тогда еще с малоизвестным Валерием Ободзинским, культивировал эти нововведения со своим бендом в Кировском районе, в кинотеатре «Звёздочка»! После этого грандиозного выступления были тогда эти удивительные танцы...

В то время не менее популярным был кинотеатр имени Тукая! Мой отец – Фоат Гилязович, дитя того времени, неоднократно его посещал! Ведь тогда КИНО было главным в нашей жизни! Статистика показывала, что в среднем в год население посещало кинотеатры до 20 раз!

Жизнь шла своим чередом... И вот Марат Абдрахманович становится директором Татфилармонии, представляя нашу музыкальную культуру в разных уголках нашей необъятной страны! Осозновая всю ответственность, в какой стране или городе страны бы наша филармония не выступала, Марат Тазетдинов находил пути решения вопросов, считая, что из любой ситуации есть выход – каким бы он не был... Благодаря ему, истинному организатору, который в нужный момент находил нужное слово и нужного человека! Красноречивый и обаятельный, скромный и ранимый, он мог найти «ключик» к любому человеку! В какой-то момент мог преподнести комплимент или прочитать собственные стихи, спеть под гитару: «Будь в жизни ты слабой, сильнее буду лишь я!..»

Есть известная притча о неком ювелире, великолепно выполнившем работу, которая была непосильна более известным мастерам. Ему предлагали большие деньги, на что ювелир ответил: «Я получил от этого блаженство и удовольствие»...

Так и Марат Абдрахманович – он жил этой жизнью и этой работой, которая приносила ему РАДОСТЬ!».

Документальный фильм о директоре Татгосфилармонии 70-80-х годов, продюсере, барде, поэте Марате Тазетдинове по проекту «Персона» с участием Фонда президентских грантов стал финалистом Международного кинофестиваля «Зилант 2019». Этот фестиваль прошел в Казани 2-3 ноября нынешнего года.

Мы показали фильм о Марате Тазетдинове в школе-интернате №4. Было некоторое сомнение – зайдет ли история о взрослом человеке из далекого для подростков «прошлого века», отзовется ли в душе? Но вот показ прошел, и стало понятно, что такие истории нужны не только тем, кто видел или знал Марата Абдурахмановича лично, но и тем, кто никогда раньше о нем не слышал.

Мы пообщались с ребятами и задали вопрос: «Что у вас общего с Маратом? Почему вы похожи?», и это не были формальные вопросы. Дети ответили, что мы из одного города, и мы тоже любим Казань… Мы поговорили о том, что с нашим героем их роднит то, что они действуют на преодолении, на отказе признавать свои «ограниченные возможности», они учатся, поют, играют в спектаклях, дружат. А Марат Абдурахманович создавал музыкальные коллективы, события, приглашал звезд в условиях еще больших ограничений…

Ребята узнали, как сложно было в прошлом веке дозвониться в другой город, устроиться в гостинице, но все это можно преодолеть, если у тебя есть цель – сделать большой проект, дать людям радость.

Они услышали в фильме удивительно нежные, трогающие стихи и песни Марата Тазетдинова и, возможно, в следующем контакте с авторской песней она станет им еще ближе.

Мы договорились встретиться через 20 лет, когда они станут теми Героями, о которых «Аярис» будет снимать фильм, как о людях, оставивших значимый след в истории нашего города и в душах современников.

Фонд биографических интервью «Аярис» провел 22 августа закрытый предпремьерный показ для участников съемок биографического фильма о Марате Тазетдинове. Коллеги Марата Абдурахмановича снова встретились спустя много лет Фильм подарил им уникальную возможность вернуться в прошлое, когда они вместе с ним создавали в Татарии новую филармонию. Под управлением Марата Тазетдинова филармония стала эффективной организацией, которая оставила о себе добрую память. Казанцы получали возможность одними из первых видеть российских и мировых звезд, как классической, так и эстрадной музыки. Именно в этот период создавались первые в республике ВИА, зажигались свои «звезды» на музыкальном небосклоне Казани.

«Я смотрю сейчас фильм, и в голове проносятся десятки воспоминаний, переживаний, встреч, и это бесценно», – сказал один из гостей просмотра. Каждый из участников еще раз вспомнил сердцем своего выдающегося соотечественника и получил фильм на память от фонда «Аярис».

Одна из самых красивых и известных в мире песен на татарском языке – «Китмэ, Сандугач». Мало кто знает, что на русский ее перевел Марат Тазетдинов.

«Аярис» открывает наследие Марата Тазетдинова: его песни, стихи и переводы – по сей день неотъемлемая часть классического музыкального образования. Его имя на музыкальных пластинках стоит в одной строке с именами Рождественского и Ахмадулиной.

Назиб Жиганов создал для Татарстана колоссальное по масштабу наследие

Портрет композитора нарисован кистью тех, кто не просто знал Назиба Гаязовича Жиганова лично, а теми, в чьей судьбе он сыграл реально значимую роль: ученики, бывшие студенты консерватории, его ученики по композиторскому цеху, ныне профессора Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. «Проект «Персона» – это Жиганов от первого лица, без лирики, интерпретаций, режиссерских фантазий, и потому объективный,– считает внук композитора Алексей Егоров, и ценность этой достоверности с годами будет только расти. Как сказал в фильме Иван Назибович, Жиганов, «образец служения Народу, Стране и Делу».

Фильм показывает зрителю историю человека, который «сделал себя сам (как говорят на Западе – self-made man»). История становления первого татарского композитора мирового уровня началась в детском доме и дошла до всенародного признания. В 17 лет Жиганов еще не знал нот и играл «как слухач», а потом закончил в Москве музыкальное училище и консерваторию, был направлен в Казань для создания татарской национальной музыкальной культуры.

Он не был политическим деятелем, не боролся за место под солнцем, но создал для Татарстана колоссальное по масштабу наследие, которым мы пользуемся и по сей день. Создана система классического музыкального образования: открыта консерватория, детская музыкальная школа при консерватории, музыкальные училища в республике, приглашены на работу звездные преподаватели и музыканты со всего Советского Союза.

Открыты объекты музыкальной культуры: концертный зал с органом, создан симфонический оркестр, написан национальный репертуар для оперного театра.

Положено начало композиторской деятельности – создан Союз композиторов.

«Все, что нужно было для развития культуры татарского народа, он в себе собрал и раздавал горстями», – вспоминает Эмиль Зеляльдинов.

«Он служил консерватории верой и правдой в течение 43 лет, такого долгожителя в профессии мы не найдем ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге», – а это слова Рубина Абдуллина, ректора КГК.

«Он не был никем ангажирован, он пришел сюда голеньким детдомовцем. Он не был принадлежностью только татарской культуры. Он получал признание по всей широкой стране и в мире» – фильм начинается с этих слов Ивана Жиганов, сына Назиба Гаязовича, директор детского музыкального театра «Домисолька» (Москва).

У этого фильма особая роль в нашем проекте «Персона». Он собрал истории учеников, рассказы сына и внука композитора, которые, мы верим, будут востребованы и при следующих обращениях к теме наследия Жиганова, потому что невозможно охватить в часовом фильме все аспекты жизни и творчества.

Мы ставили для фильма определенную цель – показать личность Жиганова, ее ключевые вехи становления, отзвук в сердцах учеников, которые делились с нами сокровенным. Прошли десятки лет, но их Учитель по-прежнему с ними, направляет жизненный путь, как когда-то определил его своим провидческим взглядом:

Некоторые драматичные факты биографии показаны впервые. Они особенно ценны нам, чтобы осознать, что для сильной личности никакие препоны не будут препятствием для реализации своей миссии.

«Назиб Гаязович был очень активный человек: и сам был все время как бы на взводе, и Союз композиторов, который был тогда, заставлял постоянно работать. «Пишите, пишите, пишите», – это были его любимые слова. Он всех подталкивал в союзе заниматься, работать. Он понимал, что такое культура для республики, он очень здорово поднял музыкальную культуру, а музыкальная культура – это все. Хотя тут были прекрасные люди, был университет, где профессора собирались, играли, где был какой-то самодеятельный оперный театр и где профессора сидели и играли квартет, и так далее...

Была такая обстановка, то есть, традиции были замечательные культурной Казани. Но профессионально она еще не была развита. И когда пришел Жиганов, его энергия помогла подтянуть до уровня, ну, хотя бы в то время всесоюзного. Это было очень важно», – рассказывает заслуженный деятель искусств России и Татарстана, композитор Леонид Зиновьевич Любовский.

Гастроли в Уфе в июне 1988 года. Последнее прижизненное фото Назиба Жиганова

«По моим детским впечатлениям, помимо того, что никто не повышал голос, очень много смеялись. Он все время шутил, что-то смешное рассказывал, знал кучу анекдотов. Если у него было, конечно, хорошее настроение, он мог балагурить до бесконечности. За столом гости... он мог один долго-долго всех развлекать своими историями – где-то, может быть, выдуманными, но очень часто теми, которые с ним происходили вживую. Людям приятно было с ним общаться, приятно было находиться в этом доме» – это небольшой фрагмент детского воспоминания внучки Н.Г. Жиганова Алены Рустемовны Ёлкиной о неповторимой атмосфере в доме Жигановых.

Примеры жизни героев цикла «Персона» – это ориентир для последующих поколений. Близкое знакомство с историей жизни выдающихся людей привлечет внимание зрителей к истории собственной семьи, поднимет интерес к истории Татарстана, что влечет за собой укрепление социальных связей. Чувство гордости за своих земляков не может не побудить к деятельности на благо своей малой родины.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить