Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Романы о жизни без выходных и отпусков

В казанском издательстве «Новое Знание» вышла серия книг Александра Аввакумова «Казанский детектив». В ней 9 историй. Автор не профессиональный писатель и часто по-другому своих сочинений не обозначает. Хотя, рассказывая о своем творчестве журналистам, он все-таки упоминает слово РОМАН.

Издательство включило в серию следующие романы: «Казанский треугольник», «Кровь на колесах», «Поверженный король», «Волки», «Противостояние», «БП, или Пропавшие без вести», «Шурави», «Возмездие», «Фантом», «Судьба солдата», «Ливкидатор. Зачистка».

Александр Леонидович Аввакумов родился 27 сентября 1951 года в Казани. Учился в средней школе №32, потом в КХТИ, на технологическом факультете, однако химиком-технологом не стал. Всю жизнь проработал в правоохранительных органах.

Вот как он рассказал сам о начале биографии криминалиста в интервью корреспонденту журнала «Идель»:

«На последнем курсе института меня распределили в КГБ Таджикистана, если быть точнее в город Душанбе. На курсе нас было человек 45 ребят, из всех отобрали меня. Распределение было в январе, а защищал я диплом в мае. В августе я должен был ехать в Таджикистан, однако официального вызова на работу, почему-то не поступило. С этим вопросом я обратился комитет государственной безопасности Татарстана. Они быстро связались с Душанбе, и их ответ немного обескуражил меня. Оказалось, что мое место давно уже занято. Получив отрицательный ответ, я устроился на казанский вертолётный завод.

В 1980 году, меня неожиданно вызвали в Кировский райком партии. Как сейчас помню, я тогда не спал всю ночь, все гадал и думал, с чем это связано. Утром я уже был в райкоме КПСС и, не переставая волноваться, сидел в приемной второго секретаря. Наконец дверь открылась, и миловидная девушка выкрикнула мою фамилию. Я вошел в кабинет и увидел бывшую директора нашей школы Субаеву Розу Махмутовну, которая и была тем вторым секретарем райкома. Узнав меня, она улыбнулась и сообщила мне, что решением райкома КПСС меня направляют на работу в органы внутренних дел. Это было так неожиданно для меня, что я на какой-то миг потерял дар речи.

– А, если я откажусь, что будет? – спросил я ее.

– Ничего хорошего для тебя. Скажу честно, у тебя не будет будущего – произнесла она.

В тот момент я не знал, какое принять решение. Я с детства мечтал работать в силовых структурах – МВД, КГБ и вдруг, когда мне до осуществления этой мечты оставалось сделать всего полшага, я почему-то растерялся.

– Хорошо. Я согласен с решением райкома партии и готов выполнить это поручение.

– Другого ответа я от тебя и не ждала.

С этого и началась моя служба. За время прохождения службы прошёл путь от простого оперативника до заместителя начальника управления уголовного розыска. Приходилось заниматься практически всем, чем занимается уголовный розыск. Начинал с розыска преступников и лиц, пропавших без вести. Затем, руководил отделом по борьбе с имущественными преступлениями – кражами, грабежами и разбойными нападениями. В начале 90-х годов, был назначен заместителем начальника управления по оперативной работе. С конца 1992 года и до окончания службы, занимался преступлениями против личности – убийствами, изнасилованиями.

В 1993 году началась война казанских группировок. За все эти годы, что я занимался раскрытием убийств, я лишь один раз не вышел на работу. У меня не было ни выходных, ни отпуска, ни дня, ни ночи. Дни стали похожи один на другой – преступление, выезд на место, организация работы, вечерами заслушивания, то у министра, то в прокуратуре республики. Война между группировками шла не только в Казани, но и в Москве и Питере, поэтому убивали почти каждый день и тогда, казалось, что этому не будет конца, но мы выстояли и в конечном итоге остановили этот конвейер смерти».

В настоящее время Аввакумов – заместитель председателя совета ветеранов МВД по РТ, подполковник милиции в отставке. Закончил службу в 1997 году. Он автор двадцати книг. Член Союза писателей Республики Татарстан. Лауреат премии МВД России «Доброе слово» и премии имени Эдуарда Хруцкого.

Все его книги написаны по следам реальных уголовных дел в основном на личных впечатлениях. Так, два романа посвящены молодежным группировкам, благодаря которым Казань прославилась на весь Советский Союз. Хотя преступления, о которых он рассказывает, лишь косвенно связаны с «казанским феноменом», поскольку это были настоящие войны за передел сферы влияния и собственности.

В начале 1990-х в Казани существовали две мощные группировки «Мирновская» (в её состав входили ребята из Борисково, Первых Горок и еще целого ряда мелких группировок) и «Жилка» (в неё входила Жилплощадка, Соцгород, Киноплёнка и т.д.) между которыми и шли в основном боевые действия. В год, в результате бандитских разборов, погибало порядка ста человек. Ими были в основном молодые сильные и здоровые ребята. Война шла не только в Казани, но и Челнах, Нижнекамске, Елабуге и других городах республики.

Этим событиям посвящены романы   Волки и Поверженный король

«Тот, кто считает царем зверей льва или тигра – глубоко ошибается. Ген волка очень похож на ген человека. Волк всегда живет рядом с человеком. Он не поддается дрессировке, так как сам этот процесс, по всей вероятности, ему не интересен. Ещё ни одному человеку не удалось заставить волка прыгать через горящий обруч и подчиняться ударам хлыста».

Так начинается история «Волки», которую можно найти в Интернете. В романе рассказывается об организованных преступных группировках Казани, о том, какой непростой была борьба с ними. 

В романе «Поверженный король» речь идет о преступности города Елабуги.

Как написано в предисловии, автор снова переносит читателя в далёкие «кровавые» 90-е годы прошлого столетия. В сюжете лежат реальные события тех времён, когда бандитская пуля была основным аргументом в решении всех коммерческих споров.

В каждой книге автор указывает, что герои произведения и многие описываемые события вымышлены. Возможное сходство героев с реальными людьми носит случайный характер. Ведь пишет Аввакумов не документальные романы-хроники, а художественные произведения, по всем законам жанра. Интереса к ним прибавляет знакомство с основным конфликтом. В романах об ОПГ – с историей организованной преступности, о которой писали многие авторы, писатели и журналисты. На нашем сайте вы найдете фрагмент книги Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность».

В романе «Ликвидатор. Зачистка» Аввакумов рассказывает о преступнике из поселка Васильево, деяния которого заставили содрогнуться не только жителей нашей республики.

В издательстве «Новое Знание» вышли также романы «Кровь на колесах» и «Судьба солдата». Первый – о том, как возвращали из города Аркалык Казахстана похищенную в Набережных Челнах большую партию грузовиков КамАЗ. Второй – о судьбе советского солдата в Афганистане. Автор – сам «афганец», и в книге очень много автобиографического.

Обе книги начинаются с авторского предисловия, и они стоят того, чтобы с ними познакомиться. Поскольку здесь автор не прячется за спину вымышленного персонажа, а сам размышляет об историческом контексте, вызвавшем конфликты, которые стали композиционным стержнем романа. Ведь в романах речь идет не просто об уголовных делах, а о судьбе людей в непростых обстоятельствах.

Вот как начинается книга «Судьба солдата». Напомним, это еще время Советского Союза и чужая для нас война.

«Я где-то и от кого-то слышал замечательные слова, что жизнь каждого человека индивидуальна и неповторима, как лист чистой бумаги. Что именно из таких листов складывается книга, имя которой память. Человеческая память избирательна и ничего не поделаешь, что многие некогда яркие даты и события в нашей жизни уходят из ее цепких объятий, другие же, как ни пытаешься вычеркнуть или забыть их, намертво застревают в ней.

Как-то, просматривая медицинскую литературу, наткнулся на интересный термин: «посттравматический стрессовый синдром». Любопытство заставило меня порыться в медицинском справочнике, и оно было сполна удовлетворено. Нахожу определение этого слова: «Посттравматический синдром – депрессия во всех ее проявлениях, гнев, злость, чувство вины, омертвение души человека, навязчивые идеи, отчуждение, чувство ранимости и чувство обостренной справедливости». Эта информация просто шокировала меня. Сотни тысяч молодых людей, прошедших афганскую войну и выживших в ней, оказались безнадежно душевно больными людьми, страдающими этим синдромом, который впоследствии будет назван «Афганским».

Двадцать три года прошло с окончания Афганской войны. Много это или мало, пока не берусь судить об этом. Люди говорят, что у каждого поколения есть свои памятные даты, как и своя война. За спиной моего деда была Первая мировая, а затем Гражданская. У отца – Финская и Великая отечественная война, а для моего поколения, мальчишек, рожденных в 50-60 годы прошлого столетия – Афганская.

Сейчас эта война, которую вел наш народ около десяти лет, умещается на страничке учебника современной истории. Всего две даты, начало и окончания войны, и не более. Мы почему-то стесняемся этой войны, пытаемся замалчивать ее, словно не было тех ста тринадцати месяцев боев, полных героизма и мужества.

Говорят, что народ, забывающий свое прошлое, лишен будущего, может, это действительно так, но я в этом сомневаюсь. Потеря памяти – это тоже одно из проявлений болезни души, изувеченной той же войной, о которой я хочу рассказать на страницах этой книги.

Война – это пир садистов и колыбель героев одновременно. Для большинства участников войны – это борьба за то, что они понимают под слом справедливость, но для многих это еще и что-то другое. Война есть война, где реальный героизм, взаимовыручка и боевое братство мирно уживались с грабежами, выстрелами в спину, жестокостью. Кто сейчас за это ответит?

Я не собираюсь спорить с историками и политологами о справедливости этой войны, каждый из них, наверное, споря со мной, будет прав по-своему. Ведь даже самое страшное преступление всегда можно попытаться оправдать, прикрыв его громкими лозунгами. У каждого из нас своя правда, которая может разительно отличаться от правды другого человека.

Размышляя о правде войны, спустя десятки лет, о ее необходимости, я знаю лишь одно, что принятое нашими кремлевскими старцами решение о вводе войск в Афганистан было губительным для нашего государства и унесло жизни десятков тысяч советских ребят и сотен тысяч афганцев.

Я хорошо помню эти первые репортажи из Афганистана, тысячи ликующих людей на улицах Кабула. Мы тогда все верили, что несли в эту страну свободу, знания, мир и дружбу. Нам почему-то всем тогда хотелось верить, что там, в горах и песках Афганистана, в Кабуле и Баграми мои сверстники действительно выполняли свой интернациональный долг, защищали интересы нашего необъятного государства и дружественного нам Афганистана. Однако даже сейчас, по истечению большого времени, я не могу ответить на все тот же вопрос, в чем конкретно заключался тот интернациональный долг?

Не стоит искать сейчас тех людей, кто развязал эту войну, их нет, и спросить их об этом уже невозможно. Надеюсь, что наш опыт – живых и мертвых, пригодится вам, живым, читающим эти строки. Ведь война никогда не заканчивается. Говорят, что война – это правда обмана, и война заканчивается лишь тогда, когда умирает последний солдат или исчезает человеческая память.

Ученые говорят, что к 2060 году умрет последний солдат Афганской войны. Интересно, 10 лет войны и 100 лет человеческой памяти. Нам осталось не так уж и много, чтобы сохранить правду об этой Афганской войне, в которой погибло 14453 солдата и офицера Советской Армии, получили ранения 469685 военнослужащих.

Всмотритесь в эти цифры, ведь за каждой этой единицей стоит человеческая трагедия, слезы матерей, не рожденные дети. Я хочу, чтобы мы никогда не забыли об этих солдатах и офицерах, которые полегли на выжженной солнцем афганской земле за непонятные никому из них интересы».

И хотя в этом романе тоже есть страницы, связанные с криминальной темой, гораздо важнее живые свидетельства о событиях, которые стали уже далекой историей, но воспоминания о которых еще мучают наших современников, как фантомные боли.

Впрочем, у многих бывших «афганцев» боли самые настоящие, не фантомные. В Афганистане, как пишет Аввакумов, стали калеками и инвалидами 11654 молодых ребят.

Роман «Кровь на колесах» посвящен конкретным преступлениям, раскрытие которых потребовало много времени и усилий.

Цитата из Предисловия:

«Оперативная ситуация в течение шести месяцев в Набережных Челнах была сложной. В министерство внутренних дел и в партийно-хозяйственные органы республики сплошным потоком поступали жалобы не только от руководителей транспортных предприятий Советского Союза; потерявших машины в городе, но и от частных лиц. Машины бесследно исчезали не только со стоянок, но и прямо с улиц. Профилактические мероприятия городских отделов органов внутренних дел не только не сняли накал преступности, но даже как будто спровоцировали её рост.

В целях оказания практической помощи городскому отделу милиции в раскрытии этих преступлений была создана оперативная группа, в состав которой вошли наиболее опытные сотрудники управления уголовного розыска МВД ТАССР. Руководство этой группой было возложено на меня – Виктора Абрамова».

Кстати, все романа Аввакумова написаны от первого лица, иногда его должность даже совпадает с реальной должностью автора в системе МВД. Однако герой романа – это все-таки собирательный образ.

Так вот, в этом предисловии важно начало, где Александр Леонидович пишет вовсе не от героя, а от себя. Поскольку не мог не думать о том, что произошло со страной на сломе эпох:

«Великой эпохе нужны великие люди. А, какие люди востребованы в переходное время? Например, кто был героями так называемой перестройки, случившейся на одной шестой части суши, страшно подумать, вот уже четверть века назад? Мне непросто ответить на этот вопрос.

Когда весной 1989 года собрался Первый съезд народных депутатов, за этим необычным зрелищем с напряженным вниманием следила по телевизору вся страна. Главной оппозиционной фигурой тогда становился Борис Ельцин. Народные избранники выбегали на трибуну без приглашения из президиума. Зал топал и хлопал не по сценарию.

Я же всего этого не видел, потому что в те судьбоносные для страны дни мерил календарь номерами уголовных дел. А рядом со мной, рискуя жизнью, без выходных и отпусков, трудились зубры сыска – скромные герои, не снискавшие известности, как красноречивые политиканы.

Что, Первый съезд, я и мои коллеги в последние минуты 1989 года не заметили, как генсек, как обычно, поздравлявший советский народ с праздником, впервые ничего не сказал ни о Ленине, ни о коммунизме, ни о партии.

И всё же, хотя новая расстановка акцентов прошла мимо нашего внимания, мы, оперативные работники МВД, все же поняли, что 1990 год стал годом расставания со всеми старыми ценностями. Осознание пришло благодаря расследованию достаточно рядового и, казалось бы, далёкого от политики дела, связанного с кражей КамАЗов».

Книги Александра Аввакумова можно приобрести в издательстве «Новое Знание» (отдел маркетинга: 247-35-84, 265-86-13, +79534076280, +79534078426), а можно найти в Интернете.

Любовь Климова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить