Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1924 – В Казани национализирован кинотеатр «Грингри», который назвали «Унион». В 1938 кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора П.Борисова и переименован в «Родину»

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Первому директору школы Рувиму Полякову

26 мая 2015 года в Казани, около здания Детской музыкальной школы №1 имени П.И.Чайковского на улице Горького, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски выдающемуся музыканту, педагогу и общественному деятелю Рувиму Полякову.

Начало биографии Рувима Львовича Полякова (1891-1970), воспитанника Петербургской консерватории, совпало с крутым переломом в российской культуре, вызванным революционными преобразованиями. Казанское музыкальное общество стало площадкой для многочисленных экспериментов, продолжавшихся не одно десятилетие.

Георгий Кантор назвал его своеобразным и великолепным «концертмейстером» при «дирижерах», осуществлявших собственно музыкальную политику. Это был «концертмейстер», подсказывающий идеи, тонко и умело направляющий методы, иногда скрадывающий огрехи дела.

«С завидным, в наше время мало понятным энтузиазмом он воспринимает новые вульгаризаторские идеи послеоктябрьского периода и становится одним из главных идеологов реформирования музыкального образования, одной из основных фигур процесса слома старой российской музыкальной системы (к счастью, «слом» этот длился недолго)», – пишет он в книге «Казань – Музыка XXI век».

Ни одно крупное событие музыкального образования в республике не проходило без участия Полякова. В сентябре 1919 года Поляков назначили руководителем двухступенной государственной музыкальной школы, образованной в результате реформирования музыкального училища.

Когда в 1921-м в Казань приехал известный дирижер, скрипач и музыкальный деятель Александр Александрович Литвинов, он передал ему школу, заняв должность завуча, чтобы активнее заниматься творческой деятельностью. На следующий год в таком же тандеме они возглавили Восточный музыкальный техникум. Рувим Львовович вел виолончельный класс, преподавал теорию и сольфеджио.

Традиционная система музыкального образования была воссоздана только в 1932 году.

О сложности того периода говорит такой факт: за короткий срок, с 1929 по 1935 год, поменялось 5 директоров этого учебного заведения. Техникум объединили с художественным и театральным училищем, и он стал называться «Татарский техникум искусств». Сокращение срока обучения до трех лет и подготовка преимущественно руководителей художественной самодеятельности нанесли музыкальному образованию республики большой урон. Благодаря усилиям таких педагогов, как Поляков, понесенные потери со временем были восполнены.

Рувим Львович вошел в историю прежде всего как организатор первой детской музыкальной школы Казани. Она была открыта осенью 1932 года и долгое время называлась Центральной. Год спустя были открыты три ее филиала – в Советском, Бауманском и Кировском районах города, которые в 1948 году получили статус самостоятельных школ. Шестнадцать лет Рувим Львович возглавлял их.

Выдающийся музыкант и педагог до конца своих дней был бессменным директором первой музыкальной школы. Своим учителем его считают многие выпускники, среди которых немало великих музыкантов: Рустем Яхин, София Губайдулина, Алмаз Монасыпов, Рафаэль Белялов, Ирина Бочкова, Марат Ахметов и другие.

Как свидетельствует Георгий Кантор, около трети всех нынешних педагогов Казанской консерватории вышли из стен этой замечательной школы, руководимой Поляковым в течение почти четырех десятилетий.

«Особый микроклимат дружелюбия, уважения царил в этом старинном особняке с крошечным (но с колоннами) залом по улице Горького. Поляков здоровался с маленькими учениками за руку. Автору этих строк посчастливилось в свои студенческие годы поработатъ в этой школе, преподавать там музыкальную литературу. Помню, Поляков заказал для занятий специальные маленькие парты «на одного», столешница была застеклена (чтобы малыши не писали на партах).

Этот маленький, сухонький человек с цепким взглядом хранил в своей памяти множество бесценных для музыкальной истории (и не только) фактов, имен».

Здание школы (в настоящий момент оно возвращено в комплекс городской усадьбы семьи Боратынских и находится в стадии реставрации) в годы войны было центром музыкальной жизни Казани. Здесь учились учащиеся детской школы, музыкального училища (здание училища отдали эвакуированным в Казань столичным институтам Академии наук СССР), студенты Московской консерватории.

За годы войны казанские педагоги совместно с крупными музыкантами из Москвы и Санкт-Петербурга подготовили открытие в 1945-м Казанской консерватории.

В знак большого уважения и преклонения перед заслугами Рувима Полякова, коллектив ДМШ №1 имени П.И.Чайковского выступил инициатором увековечивания его памяти. Мемориальная доска Р.Полякову установлена на доме 22/26 по улице Горького, где сейчас работает музыкальная школа имени П.И. Чайковского. Это случилось накануне дня рождения Рувима Львовича. Мемориальная доска изготовлена на средства его учеников и всех тех, кому дорога память об этом человеке. Автор – скульптор, член Союза художников РФ, лауреат премии Баки Урманче Павел Бердников. Прямо на тротуаре перед школой состоялся концерт. Выступали и нынешние ученики, и выпускники прошлых лет.

Как считает профессор Казанской консерватории Елена Порфирьева, Поляков был знаковой фигурой, одним из лидеров целой плеяды музыкантов. В музыкальном училище есть аудитория с мемориальной табличкой – «Класс имени Р.Л.Полякова».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить