Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Туризм со служебного входа

Татарстан открывает новый туристический сезон. Основные развлекательные мероприятия в республике запланированы с 29 апреля по 1 мая и с 6 по 8 мая.

В преддверии старта мы побеседовали с генеральным директором Туристско-информационного центра Казани Натальей Абрамович.

Туристы – считать по осени

– Меня интересует, так сказать, туризм со служебного входа. То, что не видно со стороны, но без чего сфера туризма не может нормально развиваться. 

В новом сезоне вновь прогнозируется наплыв туристов в республику, в Казань. Можете представить интерес к нашему городу в цифрах?

– К сожалению, полную статистику туристического потока за год мы узнаем поздно. И это не только у нас, но и по всей Российской Федерации.  На V Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который проходил в  декабре 2016 года, на секции туризма, представители Министерства культуры России объявили о том, что создана система статистического учета туристического потока. Я бы сказала, что это очередная попытка, но достаточно серьезная, по созданию такой системы. Предстоит отработать методику подсчета как туристов, так и экскурсантов на всей территории России.

–  Разве это не одно и то же?

– Это разные потоки. Турист, согласно формулировке федерального закона «Об основах туристской деятельности», – это человек, который проводит в месте своего временного пребывания хотя бы одну ночь. А тот, который не ночует, – это экскурсант. Отличаются они тем, что экскурсант не платит за размещение...

Но все они, и туристы, и экскурсанты – наши гости, которые составляют общий туристический поток.

Есть мнение о том, что туристы-экскурсанты должны отражаться в общем статистическом учете. Например, в Татарстане в 2015 году туристов и экскурсантов было 2,7 миллиона. И вдруг узнаю, что в маленьком Угличе, в Ярославской области, посещаемость туристских объектов – 2,5 миллиона. Я своей коллеге, руководителю туристско-информационного центра Углича, говорю: «Юля, это какая-то невозможная цифра. Как Углич может почти сравняться с Татарстаном?!» А она отвечает: «У нас много теплоходников».

То есть у нас – в основном туристы, а у них – экскурсанты с теплоходов…

Новая система даст возможность считать туристов по единой методике. Она у нас у всех на руках, и итоги 2017 года вся страна  будет подводить по одним и тем же формам.

До этого у нас, например, учитывались данные размещения в гостиницах, о пассажирах аэропорта, о туристах, посетивших Кремль и гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком «Казанская Ривьера». Это два базовых объекта учета туристов в Казани. Каждый, кто к нам приезжает, не может не посетить Кремль. В Кремле очень хорошая система учета посещаемости музеев, в том числе выставочного центра «Эрмитаж-Казань». «Казанская Ривьера» тоже дает очень большой поток.

В республике есть два других крупных объекта – Болгары и Свияжск, динамика посещения которых растет просто в геометрической прогрессии. Мы видим этот рост. Он абсолютно объективен. С лета 2016 года оба объекта оборудованы системой Инфотек, и потому статистика теперь точная.

Конечно, эти цифры реальные, но все-таки они не могут быть стопроцентно объективными. Потому что люди, которые разместились в гостинице, могут посетить Кремль, побывать в аквапарке, то есть пройти по трем разным системам учета.

– И один турист может превратиться в  три?

– Вот именно. А есть туристы, которые не учитываются совсем. Сегодня очень много туристов  размещаются на частных квартирах. Это проблема касается не только Казани, но и республики в целом.

– Наталья Вадимовна, каких туристов больше – одиночных или в группах? Сколько приезжало иностранных туристов. Откуда туристы?

– Статистика групповых и одиночных посещений однозначно есть. Это примерно половина, в разные годы то 49 на 51, то 51 на 49. Мы учитываем одиночных туристов, которые сами организуют свой отдых, и туристов в группах, которые приезжают в Казань через туристические агентства.

Есть данные, которые собираются на основе анкетирования туристов. Полтора года назад была разработана анкета туриста, и в рамках реализации проекта «Гостеприимная Казань» силами Центра развития туризма Татарстана и Ассамблеи туристских волонтеров республики проводится анкетирование гостей города в отелях, аэропорту, на улицах Казани

Волонтер – это шаг к будущей профессии

– Можно подробнее о волонтерах?

– Участники Ассамблеи туристских волонтеров – это прежде всего студенты вузов, которые учатся по туристической или гостиничной специальности. Это наши главные помощники в проведении различных мероприятий, в работе по обслуживанию наших гостей (встречи/проводы, сопровождение). Для самих ребят это огромный опыт и практика в профессии.

Для них два раза в год проводятся обучающие выездные смены, куда собираются, в том числе, и туристские волонтеры из других городов.

 

Огромный блок работы Ассамблеи – это участие в проведении крупных событийных мероприятий. Фестиваль «Великий Болгар» – одно из них. К нам приезжают помогать московские волонтеры, в свою очередь, уже два года подряд наши ребята отправляются на фестиваль «Времена и эпохи» в Коломенское, где происходит обмен опытом с московскими волонтерами.

Уже 5 лет, каждое лето, Ассамблея туристских волонтеров организует проект «Гостеприимная Казань» – все без исключения вузы города, имеющие специальности туристской направленности, направляют своих студентов к нам на учебную практику. На 90 летних дней на улицах города появляются яркие информационные стойки, в которых молодые люди в яркой экипировке предлагают гостям города туристические карты и другую информационную поддержку. Я уже сказала, что они проводят анкетирование туристов.

Мы задаем туристам 29 вопросов, которые отражают самую разную информацию: откуда человек приехал, в составе группы или индивидуально, сколько денег примерно потратил на поездку, откуда он узнал о Татарстане? Уже десятки тысяч анкет собрано и обработано специалистами, благодаря этому мы имеем возможность анализировать не только количественные, но и качественные показатели турпотока в республику.

Что касается иностранных туристов, поток не сильно значительный, я думаю, не больше пяти-семи процентов от общего числа. Но в 2016 году поток увеличился за счет индивидуалов. Мы заметили это по работе нашего Туристско-информационного центра. Были какие-то уникальные совершенно дни, когда к нам в офис заходили сразу по три компании людей - из Бразилии, Испании, Норвегии, то есть из разных стран. У нас в офисе, а он не очень большой, такое разноголосие было… И среди посетителей за день было до 90 процентов иностранцев.

По России на поезде

– В советское время основной поток туристов из-за границы приезжал в Казань на теплоходах. По-моему, больше всего немецко-говорящих было.

– Теплоходов сейчас очень мало. Если они ходят, то единицы. Достаточно хорошо сейчас развивается железнодорожный туризм. Транссибирская магистраль пользуется большим спросом у иностранцев. Однако экономические, политические передряги последнего времени сократили число иностранных туристов.

– А что из себя представляет железнодорожный туризм? Как в Европе – автобусный?

– Похоже. Туристы передвигаются в поезде. Расписание движения составлено таким образом, что днем поезд останавливается по ходу движения для знакомства с городом, например, у нас, в Казани, а ночью двигается далее.

– А когда туристов больше всего?

– Пиковыми сезонами мы считаем майские праздники, новогодние каникулы, школьные каникулы – весенние и осенние, когда растет число детских групп. В мае на оба праздника – практически стопроцентрая загрузка гостиниц. И в летний период, естественно, посещаемость повышается.

Но есть и сроки, например – декабрь, когда туристов очень мало. Мы ощущаем это по нашим субъективным показателям – по числу посетителей туристско-информационного центра, по числу обращений во второй наш офис – в экскурсионный центр. Второй офис работает как экскурсионное бюро на сборных экскурсиях. Понятно, что если в сезон у нас на обзорные экскурсии уходит практически полный автобус – 40 мест, то в декабре – человек 15-17. Но, тем не менее, какой-то поток есть. К тому же мы не одни сейчас. Есть и другие компании, которые собирают сборные экскурсии.

– Это правда, что прошлым летом была опасность, что из-за наплыва туристов не хватит гостиниц? Читала где-то в СМИ…

– В принципе Казань не испытывает дефицита в гостиничных номерах, как любой развитый туристический центр. Есть сложности в какие-то определенные сезоны, но они кратковременные: майские, январские праздники. На майские праздники уже в начале апреля невозможно найти ни экскурсовода, ни гостиницу. То же самое творится сейчас с новогодними праздниками. Мы, например, автобусы и гидов на Новый год распределяли еще в сентябре. То же самое с гостиницами.

У нас такая система, что мы бронируем номера заранее, по договору. Если не продается что-то за две недели, мы бронь снимаем.

Туризм – это и бизнес

– Число туристов в Казани, по общему мнению, растет с каждым годом. И вы это подтверждаете. Как вы считаете, что конкретно повлияло на такое усиление интереса к нашему городу?

– У нас комфортно. Понятно, что люди в массовом порядке в некомфортное место не поедут, даже если там будет какая-то очень, с точки зрения культурно-познавательной, достопримечательность. Люди едут за эмоциями, люди едут, чтобы получить какое-то удовольствие, и потому пребывание в незнакомом городе связано непосредственно с комфортом.

Что такое – комфортная среда в Татарстане? Это отреставрированные дома, хорошие дороги и развязки, большой номерной фонд в гостиницах, причем качественный. У нас такие хостелы есть, что их трудно назвать хостелами. Потому что это настоящие гостиницы, причем очень качественные. На каждом уровне гостиниц турист может найти качественное обслуживание. Если хочет разместиться в недорогом хостеле, условия все равно будут качественные. Если он хочет разместиться в пятизвездочном отеле, он может выбрать отель «Лучано», это spa-отель европейского уровня, spa-центр европейского уровня.

То есть каждый выбирает по своим средствам, но везде получает качественное обслуживание. Это касается всех объектов инфраструктуры гостеприимства республики.

Понятно, что подобный уровень сервиса в Татарстане был достигнут не сразу, многие годы осуществлялась и продолжает осуществляться планомерная работа по улучшения качества обслуживания. Эту работу вместе с Госкомитетом РТ по туризму проводит Центр развития туризма Республики Татарстана (http://www.tdc-tatar.ru).

«Я буду у вас экскурсоводом…»

Более подробно могу сказать про экскурсоводов. Еще пять лет назад у нас их было, ну, может быть, 100 человек, и они были абсолютно разобщены, за качеством и объективностью информации, предоставляемой туристам, никто не следил. С введением аккредитации на объекты сначала в Казанском Кремле, потом в Свияжске и Болгарах, с созданием Гильдии экскурсоводов Республики Татарстан, уровень экскурсионного обслуживания значительно вырос. Экскурсоводы поняли, что за ними следят, что их уровень проверяется, что они должны каким-то образом профессионально расти. И для этого были созданы условия – кроме работы внутри Гильдии, работа по улучшению качества экскурсионных услуг проводится Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму. Уже второй год каждый декабрь проходят специально организованные курсы повышения квалификации для экскурсоводов.

– Знаю, что была большая проблема с экскурсоводами на иностранных языках.

– Она есть и сейчас, и Универсиада с Чемпионатом мира по водным видам спорта показали, что их недостаточно. Не хватает англоязычных экскурсоводов, а на них большой спрос. Нет экскурсоводов, знающих редкие языки, например, арабской группы. «Китайцев, «испанцев», «итальянцев» по пальцам можно пересчитать. А гости хотят экскурсоводов на родном языке. Два года подряд Госкомитет РТ по туризму проводил обучение студентов, изучающих языки, а также студентов-носителей языков. Очень надеемся, что из них получатся хорошие экскурсоводы – мы очень в них заинтересованы!

– Существует ли государственное регулирование экскурсионной деятельности?

– Нет, не существует, и в этом, в основном, кроется проблема низкого уровня экскурсионных услуг по всей России. На протяжении последних двух-трех лет обсуждались поправки к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе касающиеся введения аккредитации экскурсоводов, гидов-экскурсоводов и проводников на маршрутах, однако именно эти поправки до сих пор не приняты.

Это проблема абсолютно для всех российских регионов, каждый ищет свои возможности. Петербург сумел отрегулировать этот вопрос на уровне города – субъекта Федерации. В Москве своя система. Нам удалось ввести аккредитацию по закону «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» – музеи имеют право проводить на своих территориях аккредитацию экскурсоводов.

У нас Кремль – ключевая точка, и экскурсовод без аккредитации в Кремль не попадет, а значит будет менее востребован на рынке. Таким образом мы получили мотивацию для прохождения аккредитации в Кремле.

Когда все это только начиналось, боюсь соврать, наверное, лет 10 назад, аккредитация воспринималась экскурсоводами как средство сбора с них денег. Потом, когда цена за аккредитацию снизилась, а аккредитация приобрела очертания системного процесса, чёткого и понятного, экскурсоводы успокоились. Новички понимают, что эта процедура необходима.

Аккредитация создает условия для качественной работы экскурсоводов. Дополнительная работа ведется Гильдией экскурсоводов. Мы стараемся регулярно проводить заседания Гильдии, куда обычно приглашаем лекторов, чтобы давать полезную информацию для профессионального роста экскурсоводов. Помните, однажды приглашали и вас? Помните, однажды приглашали и вас?

Похожа ли Казань на туристическую Мекку?

– В 2004 году, когда уже полным ходом шла подготовка к 1000-летию Казани, в выставочном комплексе «Казанская ярмарка» проходила межрегиональная конференция «Проблемы рационального туристского использования культурного и природного наследия», а к ней приурочена выставка, в которой участвовали туроператоры из соседних регионов, из Москвы и Петербурга. Я участвовала в этой конференции и даже выступила на одной из секций. О моих впечатлениях хорошо видно по заголовку моих заметок, опубликованных в «Казанских историях», – Станет ли Татарстан туристической Меккой?

Практически все казанские фирмы рекламировали тогда внешний туризм. Догадываюсь, что ситуацию переломила Универсиада. Какие факторы оказались решающими: коммерческий успех или административный ресурс?

– Сочетание того и другого. Конечно, первый толчок к развитию туризма дало преобразование Казани перед 1000-летием. Я помню, в 2005 году, после окончания всех мероприятий, связанных с празднованием, из Правительства поступила такая директива: мы вам создали красивый город, теперь ваша задача привозить сюда туристов.

Тогда было жуткое непонимание того, что просто так туристы не приедут даже в такой красивый город. Пришлось объяснять, что нужно прикладывать большие усилия на пути продвижения Казани и Татарстана на разных уровнях, и на российском, и на международном. Мы очень долго это доказывали. Точно не могу сказать, когда произошел перелом в сознании тех, кто принимает решения.

Конечно, за развитие туризма прежде всего взялась Казань. Потом сказалось появление фонда «Возрождение» и преобразование наших туристских жемчужин, как мы их называем, – Булгара и Свияжска. То есть задел был сделан еще до Универсиады. Была создана инфраструктура, которую нужно было продавать, а продавать, понятно, без продвижения невозможно. Тогда и пришло понимание, что нужно вкладывать деньги в продвижение. И мы получили поддержку власти.

Когда это говорю, все начинают улыбаться: мол, реверанс делаю. Абсолютно нет.

С чего мы начали? В 2000 году республика впервые с собственным стендом выехала в Москву на Международную туристическую выставку «Отдых» (вторая по величине и значимости туристическая выставка в России, проходит уже 20 лет ежегодно в сентябре). Помню, стенд наш был 9 квадратных метров, и на нем свои программы представляли более 10 туркомпаний. Уже тогда появились фирмы, которые предлагали прием туристов в Татарстане, и они получили возможность на этой выставке заявить о себе. Так начиналось участие Республики Татарстан в выставочной деятельности. Это случилось во многом благодаря деятельности Госкомитета по физкультуре, спорту и туризму во главе с Ханифом Мубаракзяновичем Муртазиным.

Сейчас Госкомитет по туризму организует стенды более чем на 10-ти выставках год, из них три – московские, обязательные к посещению – потому что невозможно не рекламировать Казань для российского потребителя. На 2017 год запланировано участие в выставках в Финляндии, Иране, Китае, ОАЭ. Это сейчас приоритетные рынки, на которых идет продвижение Татарстана как туристического направления. Запланированы и выставки в Лондоне и Берлине.

– А на какие средства организуется участие в таких выставках? Туроператоры складываются?

– Участие в выставках финансируется за счет бюджетных средств Госкомитетом по туризму или Исполкомом Казани. Презентация региона как туристического направления, только презентация, не эффективна. На стенде обязательно должны быть представлены все коммерческие структуры, которые занимаются приемом туристов. Посетители выставки вместе с информацией о туристическом потенциале региона должны получить конкретные предложения туроператоров с рассчитанными турами и услугами.

Обычно к таким выставкам туроператоры готовят новые программы, печатают каталоги туров, направляют сотрудников для работы на стенде. Это достаточно серьезные расходы для любой компании. Таким вот образом строится государственно-частное партнерство в этой сфере.

Эффективным инструментом в работе по продвижению любой туристической дестинации являются также рекламно-информационные туры для туроператоров и представителей СМИ. За последние годы очень много принято рекламно-информационных туров из разных стран, в том числе из Китая, Финляндии, Венгрии, Германии, Турции, ОАЭ, Индии. Хороший эффект дает сотрудничество с блогерами. Во время Универсиады Казань принимала блогеров из Китая, у которых подписчиков по 9 миллионов. Китай – большой, и 9 миллионов в разрезе Китая – может быть, – это немного, но когда одна их наших гостей вела прямые репортажи о казанских соревнованиях на аудиторию в 9 миллионов  в прямом эфире и показывала не только Универсиаду, но и Казань, республику – согласитесь это немалая аудитория!

Госкомитет по туризму проводит много презентаций на территории зарубежных государств, которые нам интересны с точки зрения привлечения их жителей в качестве туристов к нам, в Татарстан. Председатель Комитета Сергей Евгеньевич Иванов часто ездит лично. Проводит точечные встречи с крупнейшими туроператорами, делает презентации туристского потенциала республики. Благодаря этим усилиям в 2016 году Казань приняла первые чартерные рейсы из Китая. Маршрут, конечно, был не только в Казань, но и в Москву, Санкт-Петербург, но событие знаковое – первый чартер из Китая!

Туристов из Китая сейчас везде много. Я увидела это в сентябре прошлого года в Петербурге.

– Да. Действительно, китайцы сейчас лидеры по количеству зарубежных туристов, приезжающих на территорию России. Но это создает и определенные трудности. Китайцы стараются использовать массовой туризм как вид бизнеса: например, в Санкт-Петербурге строятся китайские гостиницы, кафе, на китайском языке издается каталожная продукция. Китайцы даже умудряются приезжать со своими гидами, не обращаясь к питерским экскурсоводам.

– Можете сказать, что больше всего привлекает сегодня туристов внутри России?

– Первое, что на слуху, – это Казань, Карелия, Калининград, то есть регионы, которые достаточно серьезно развивают туризм как экономическое направление.

Россияне, конечно, были очень много лет за «железным занавесом», и всем хочется за границу, нам кажется, что там гораздо интереснее. Но и у нас интересно! Я за последний год побывала в Сочи, в Карелии, в Калининграде, в Самарской области, в Ханты-Мансийске. И везде была просто потрясена, насколько комфортно, насколько там интересно, сколько всего можно найти для отдыха.

Очень серьезно сейчас развиваются многие регионы, не только Татарстан. И поэтому нам, конечно, было очень приятно получить на Санкт-Петербургском международном культурном форуме диплом, подтверждающий, что Республика Татарстан лидирует во Всероссийском рейтинге субъектов РФ по развитию туризма. Казанский ТИЦ во Всероссийском рейтинге туристско-информационных центров вошел в десятку лучших.

– К сожалению, туризм на этом форуме как-то затерялся. Больше говорили о кино, театрах, о музеях. О заседании секции туризма не нашла в Интернете ни одного сообщения. Как нет в сети и сообщения о наградах, которые получил Татарстан. Не нашла таких сообщений и в казанских СМИ. 

– Если судить о работе секции изнутри, то она была достаточно насыщенной, присутствовали на ней практически все регионы России на уровне первых лиц органов управления туризмом. Несмотря на звучащий от обывателя скепсис по поводу развития туризма в российских регионах, многие территории  сделали значительный скачок за последние годы. Сергей Евгеньевич, получая Диплом Всероссийского рейтинга туристских регионов, правильно сказал, что тяжело завоевать, еще тяжелее удержать лидерские позиции. На пятки наступают очень многие регионы. Понимают, что развитие туризма – это дополнительные инвестиции в регион, и, конечно, хотят привлечь к себе внимание.

Люди выбирают, куда ехать. Конкуренция растет. Но тем интереснее сейчас работать.

Турист, чего он хочет?

– Раньше туристам в основном показывали объекты культурного наследия и музеи. Сегодня туризм разный – деловой, оздоровительный, спортивный, экологический, событийный. Можете ли сказать, какой развивается успешнее всего в Казани?

По-прежнему, культурно-познавательное направление в Татарстане – лидирующее. По-моему, оно всегда будет лидирующим. Даже если мы будем развивать другие направления, например, событийный туризм. Но ведь при этом туристы все равно посещают наши культурные объекты.

Сейчас событийный туризм развивается очень активно. На территории Татарстана происходит много событий, которые привлекают достаточно большое количество людей. Такими событиями были, конечно, Всемирная Универсиада и Чемпионат мира по водным видам спорта. Это уже события мирового масштаба.

Есть и события локального значения. В первую очередь это фестиваль «Великий Болгар», который уже несколько лет проходит в Болгаре в середине августа; это праздник «Свияжская масленица», во время которой попасть в Свияжск невозможно.

– Я знаю еще про праздник в Тетюшах – «День рыбака». Одна моя студентка писала дипломный проект по его продвижению.

– Очень приятно, что кроме основных объектов туризма – Болгар, Свияжск, Елабуга, сейчас развиваются и Чистополь, и Тетюши. Маленькие города тоже привлекают туристов.

– Если уж мы заговорили о событийном туризме, как обойти Сабантуй, пожалуй, одно из главных событий в Татарстане?

– Мы его, конечно, активно рекламируем как событие. Понятно, что это бренд Татарстана. Но по большому счету туристы на него не едут. В первую очередь, из-за того, что Сабантуй не имеет точной даты проведения. Раньше она была более устойчивой –  в конце июня, и мы могли привлечь туристов и на районные праздники, и на казанский Сабантуй, а в последние годы дата стала «плавающей». В 2015 году мы разработали программу, съездили в Арский район,  проработали все детали с администрацией, предложили туристам окунуться в настоящий Сабантуй. А потом  дата поменялась – и реальные заявки пришлось отменять.

В ведь «Сабантуй» – это очень интересный праздник, на который можно собрать много туристов.

Другая проблема – с нашими брендовыми Шаляпинским и Нуриевским фестивалями. На спектакли невозможно купить билеты. Разговоры с оперным театром не помогают – нас понимают, но возможности пригласить туристов у них нет. Своим билетов не хватает. Может, несколько площадок на время фестиваля должно быть?

В последние годы стали популярны события в режиме oпeн-эйр. Такие площадки очень хорошо развиваются в Самарской области. Этот регион вообще серьезно развивается в плане событийного туризма, настолько серьезно, что пару лет назад они создали что-то типа альянса событийщиков – развели события по всему году, договорились о датах проведения тех или иных мероприятий. Раньше бесконечно сталкивались лбами на одних и тех же датах. Понятно, что люди не ехали ни туда, ни сюда. Теперь вместе существуют, друг друга продвигают. У них шикарные музыкальные фестивали проходят на свежем воздухе. И туроператоры делают на них целые программы. Есть чему поучиться у наших коллег, у наших соседей.

И второе, что меня поражает в Самарской области, конкретно, в Тольятти – это прибрежная волжская территория. Она вся – в базах отдыха, от очень экономных до супер фешенебельных, с комфортными условиями. Можно приехать отдохнуть на Волге при любом уровне доходов.

У нас такого нет. У нас на Волге не найдешь базу отдыха, куда можно пригласить туристов из других регионов, тем более иностранных. Казанцы, к сожалению, чаще едут отдыхать в леса и на озера соседней Республики Марий Эл.

Составной частью практически каждого тура являются музеи. Какие пользуются особой популярностью?

– Большим спросом пользуется Национальный музей РТ, Музей тысячелетия в НКЦ «Казань», Музей естественной истории в Кремле. Музей естественной истории интересен школьникам. У меня ребенок, которому 8 лет, я думаю, он уже раза четыре там был и еще просится.

Из новых музеев востребован, в первую очередь, Музей социалистического быта. Сейчас открылся Музей счастливого детства. Эти музеи очень любят иностранцы, прежде всего китайцы. Однажды я завозила туда представителей российских СМИ. Какой-то форс-мажор небольшой случился, и я, дабы занять время, завела их туда на полчаса, а вывела – через полтора, и то еле-еле.

Что еще? Музей чак-чака интересен. Несмотря на то, что музей поменял площадку (он сейчас на Парижской Коммуне, 18), не потерялся. Там есть своя чайная.

После реконструкции набирают известность Музей Горького,  музей Боратынского. Очень приятно, что сегодня в музеях все делается на современный лад. Например, в Музее Ленина появились интерактивные программы.

Туристы часто просят показать Храм всех религий. Пока, естественно, его посещение из всех экскурсий исключено. Но мы и раньше не могли заводить туристов внутрь,  просто делали остановку около храма.

Хочу поделиться с вами одной проблемой – нам очень не хватает информационных материалов о музеях Казани и республики. Исключение составляют музеи Кремля. Музей-заповедник «Казанский Кремль» выпускает ежемесячный бюллетень, полноцветное полиграфическое издание с афишей всех выставок и всех событий, которые происходят в Кремле – это для нас очень большая помощь.

Есть понимание, что необходим некий информационный буклет обо всех музеях, как минимум, музеях Казани, для информирования туристов. Музеи говорят: у нас нет средств. Наверное, можно решить как-то эту проблему централизованно, через Министерство культуры РТ. Нам нуженхотя бы одинбуклет, очень простой, хоть раскладушка, чтобы мы могли дать его туристам.  

Мы очень много издаем продукции  для информирования туристов. Но у нас нет возможности за свой счет делать все. Но мы готовы участвовать в издании!

– Востребованным ли оказался проект в ресторане комплекса «Туган авылым» («Родная деревня») – театрализованное фольклорное шоу Kazan?Как пишет реклама, театральное действо переносит  гостей в древние времена, знакомит их с историей Казани через танцы, песни и интерактивные забавы. На «закуску» – вкусный ужин с этническим колоритом: татарская суп лапша, кыстыбый, конская колбаса, чак-чак… Всё удовольствие – за полторы тысячи рублей.

– Проект успешно работает. Отличные отзывы гостей. Он осуществлен при поддержке Государственного комитета по туризму, в создании шоу задействован туроператор «Трэвэл эндвок». Оператор проекта – Туристско-информационный центр Казани. Такие развлекательные формы знакомства с историей территории есть во многих местах.

Наш проект основан на пяти новеллах. Для шоу специально написана музыка, сшиты прекрасные костюмы. Шоу сопровождается вкусным национальным ужином. На одном из последних шоу сезона одна посетительница, бабушка лет, наверное, 76-78, в традиционном татарском платочке, сказала так: «Прям, до слез, ребята, прям, до слез». Оказывается, она очень давно живет в Казани, а выросла в деревне. Очень много сил вложено в это шоу, и ее слова для нас – лучшая оценка.

– Какие направления в Татарстане развиваются наиболее успешно?

– Сейчас очень активно развивается автомобильный туризм. Пару лет назад Андрей Горностаев,  руководитель казанского филиала Лиги караванеров России, при поддержке Туристско-информационного центра Казани и Госкомитета по туризму проехал по всей республике и создал автомобильный маршрут, доступный с любой точки въезда на территорию Татарстана. На его основе мы создали потрясающий автопутеводитель! (http://kazantravel.ru/projects/45/). В нем отмечены все маршруты, кафе, отели, мотели, заправки, все достопримечательности по пути следования, чтобы автомобилисту было комфортно путешествовать. Даже нашему, татарстанцу. Взять этот буклет в руки или скачать его в Интернете – и в путь.

Сейчас появились кемпинги, а это очень востребованный сервис у иностранцев. Мы много общались с Лигой караванеров, они подтверждают, что иностранцы путешествуют исключительно по тем территориям, где созданы условия для автопутешественников. То есть необходимо строить кемпинги и в нашей республике. И сейчас с участием бизнеса создается площадка для развития кемперов под Казанью и на территории Болгар.

Интересный опыт туризма я наблюдала на юге Польши. Родственники моих варшавских друзей живут на хуторе, делают прекрасный сыр, у них огород, своя ферма. Места там дивные, экология – что надо. Летом их большой дом похож на маленькую гостиницу. Живут по несколько семей разом, и поляки, и иностранцы, в основном семьи с детьми. Вместе совершают экскурсии, вместе отдыхают на природе, вместе обедают, причем обед готовят сами туристы.

Люди бегут из больших городов на природу хотя бы на лето. У нас такой вид услуг есть?

– Я думаю, что такой туризм вполне приживётся. У нас в республике уже есть сельские поселения, которые этот вид отдыха развивают. Знаю, что в прошлом году одна наша делегация ездила в Белоруссию как раз за опытом по агротуризму. Знаю, что существует экоферма «Каенсар» в Арском районе, которая этим занимается. Там три домика с татарским интерьером на берегу чистого и глубокого озера, которые принимают туристов. У каждого домика своя баня, беседка, пирс и мангал. Плюс экологически чистые продукты питания. Хозяева обещают мастер-классы по ведению хозяйства и 38 гектаров сельских просторов для пеших прогулок.

Домик для агротуриста в Татарстане

Мне рассказали про Лаишевскую ферму, которая делает сыр, там тоже есть возможность приема туристов. В Нурлате компания «Лучезарный» также развивает этот вид туризма и приглашает к себе окунуться в сельский быт и провести время на природе.

«Приходите в гости, мы на улице Кремлевской»

– Расскажите о  деятельности вашего центра как информационного офиса для туристов.

– Любой желающий может узнать о том, чем мы занимаемся, на нашем интернет-портале. Центральный офис находится в удобном для туриста месте – на улице Кремлевской, 17, второй офис – на Пушкина, 4. Это известные «туристические тропы», поэтому к нам приходит довольно много туристов. Мы оказываем информационную поддержку гостям города на русском, татарском, английском, немецком языках, бронируем номера в любом из 175 отелей Казани; организуем групповые и индивидуальные экскурсии по Казани и республике с высокопрофессиональными гидами на русском и других языках мира (расписание Экскурсионного центра Казани), национальных интерактивные программы «Татарский Каляпуш» и «Забавы по-татарски»; оформляем приглашения для иностранных граждан на въезд в Россию, помощь при решении визовых вопросов, предоставляем услуги гидов, переводчиков и сопровождающих.

Программа «Татарский Каляпуш»

Туристско-информационный центр Казани является оператором театрализованного фольклорного шоу KAZAN www.kazanshow.com. У нас есть уникальная программа «Weekend в Казани» с размещением в лучших отелях города со скидкой 40 процентов.

Еще мы ежемесячно выпускаем Туристскую карту Казани тиражом 25000 экземпляров и распространяем ее во всех отелях города. Издаем ежегодный каталог средств размещения Казани и республики «Гостеприимный Татарстан» (отели и санатории).

– А как составляются программы для туристов? Кто этим занимается? Учитывает ли экскурсовод пожелания туристов или вы делаете типовые предложения?

– Пожелания не экскурсовод учитывает. Программу составляет туристическое агентство, которое нанимает экскурсовода. Менеджер туристического агентства контактирует с заказчиком, будь то туристическая фирма, с которой клиент связан, есть прямой клиент, группа школьников, например.

Мы разрабатываем туры под заказ с учетом пожеланий клиентов, но у нас есть и стандартные туры, как правило, для группового посещения. Также есть так называемые сборные туры, состав которых складывается из индивидуальных туристов из разных регионов России.

Что показываем туристам? Есть три точки, мимо которых не пройдешь – Казань, Свияжск, Болгар. От Болгар часто отказываются, потому что далеко – хотят все-таки в Казани подольше побыть. Тогда Свияжск и Раифа. Раифа с появлением Болгара и Свияжска отошла на второй план. И, тем не менее, мы делаем комбинированные экскурсии на целый день по маршруту Раифа – Свияжск с обедом. Очень большим спросом пользуются.

Есть у нас экскурсия «Казань спортивная» – по спортивным объектам, доставшимся городу в качестве наследия Универсиады. Есть авторские экскурсии – например, «Казань пятью органами чувств».

– Ваш Центр поддержал акцию нашей редакции «Казанские некрополи». Как вы думаете, будет интересна экскурсия по казанским погостам – по Арскому, Татарскому? Это не только посещение захоронений выдающихся личностей – Лобачевского, Габдуллы Тукая, но и знакомство с оригинальными памятниками художественного значения.

– Если есть предложение, появятся и клиенты. Может быть, интереснее будет совмещать посещение некрополей с общей экскурсией по городу. Например, медики очень любят проводить в Казани всевозможные семинары, форумы. Думаю, их участникам будет интересна экскурсия об истории медицины с посещением каких-то объектов Казани и могил известных медиков. Думаю, что это вполне реально.

– Сегодня экскурсии организуют многие. Например, Анатолий Елдашев проводит экскурсии по Арскому некрополю и по бывшим монастырским погостам, у Леонида Абрамова есть экскурсии не только по Казани. Я была на таких экскурсиях и обратила внимание на то, что среди экскурсантов немало казанцев.

– Конечно, казанцам полезно узнать больше о родном городе. Но за время работы нашего экскурсионного центра мы поняли, что историей Казани в основном интересуются приезжие. Мы организуем множество акций, чтобы привлечь горожан на наши экскурсии. С момента открытия в 2010  году нашего экскурсионного центра существует двадцатипроцентная скидка для казанцев по всем направлениям. Но даже это людей не привлекает…

Вас обслуживает фирма…

– Дайте, пожалуйста, краткую характеристику турбизнеса Татарстана, которые занимаются въездным туризмом.

– Еще лет пять назад было, может быть, максимум двадцать агентств, которые занимались приемом туристов на территории республики. Сейчас их число перевалило за сотню. Приемом туристов на любой территории может заниматься только туроператор, Туроператор – это не просто туристическая компания, это компания, которая имеет действующий договор страхования гражданской ответственности туроператора и включена на этом основании Единый федеральный реестр туроператоров, который ведет Федеральное агентство по туризму.

Кстати, в 2007 года было отменено лицензирование туристической деятельности, и сейчас государство регулирует лишь туроператорский рынок (создатели турпродукта) как на выездном, так и на въездом и внутреннем направлении. Турагентские компании (продавцы туров, созданных туроператорами) не регулируются никем.

На рынке приема туристов много очень успешных и профессиональных туроператоров – Бюро путешествий «Казань», «Персона Грата», «Трэвэл эндвок», Бюро путешествий «Столица» и другие. Стабильно работающие компании на рынке детского туризма – это «Тройка плюс», «Инициатива», «Итиль тур», «Тимерхан».

Кстати, компания «Трэвэл эндвок» – создатель и владелец бренда Кыш Бабай. Руководителям компании – Юлии Талановой и Оксане Артеменко – надо поставить памятник, потому что для них это не просто бизнес. Они  по убеждению хотят приносить туристам радость, создавать уникальные эмоции. У агентства множество интерактивных программ. Конечно, самый серьезный проект – это «Резиденция Кыш Бабая». Они его раскрутили и успешно продают эту программу. Со всей республики едут и школьные группы, и просто туристы. Это тоже очень важно – чтобы татарстанцы путешествовали по своей республике.

Мы с ними в партнерстве делаем национальные театрализованные фольклорные шоу «Татарский каляпуш» и «Забавы по-татарски» на базе комплекса «Туган Авалым». Компания создала интерактивную  экскурсию «Сказ про Казанского кота».

– А как с кадрами в сфере туризма?

– Подготовку специалистов турбизнеса в Казани ведут несколько вузов. Например, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, учрежденная Министерством спорта РФ в 2010 году на базе Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, готовит специалистов в области туризма и сервиса, Институт экологии и природопользования Казанского федерального университета ведет подготовку бакалавров по направлению «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг». Есть еще казанский Международный колледж сервиса.

Выпускники, которые выходят из профильных учебных заведений, они, конечно, абсолютно нулевые. Однако хотят сразу быть директорами туристических компаний. И это не потому, что плохие педагоги и плохие институты. Просто сама система образования не годится. Туризм не должен быть теоретическим. Туризм – это в первую очередь практика. Совсем другое дело – когда студенты, объединенные в Ассамблею туристских волонтеров, получают практические навыки работы еще в процессе обучения в вузах. Они участвуют во многих мероприятиях, проходящих в турбизнесе республики, помогают турфирмам в работе.

В прошлом году, с 5 по 8 апреля, мы провели в Казани первый всероссийский форум волонтеров «i.Pro». В наш город приехало более 300 участников из 27 регионов страны, 24 спикера рассказывали об опыте организации волонтерских центров в России и за рубежом, практических навыках, получаемых волонтерами в сфере туризма, а также о проектах, создаваемых волонтерскими центрами.

В один из дней участники форума провели специальную акцию на улице Баумана, в яркой форме рассказали о своих регионах жителям и гостям столицы Татарстана. Следующий форум проводит Калининград.

– Будем надеяться, что и новый туристический сезон будет успешным.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Туристам в Казани рады (2016)

Экскурсоводы объединились в Гильдию (2010)

Подробнее о туристических возможностях РТ:

Туристический портал Республики Татарстан – http://visit-tatarstan.com/

Туристско-информационный центр города Казани – http://kazantravel.ru/

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить