Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Сердце, тебе не хочется покоя» – это о Маргарите Коварской

27 декабря 2017 года в концертном зале Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого прошел очередной концерт в рамках музыкально-образовательного лектория КФУ. Названием программы стали известные пушкинские строки из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» – «Ты, Моцарт, Бог…». Понятно, что концерт был посвящен творчеству великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Это событие заставило меня покопаться в личном архиве, в папке, посвященной профессору, народной артистке и заслуженному деятелю искусств РТ Маргарите Коварской, чтобы рассказать о той колоссальной работе, которую она ведет как художественный руководитель этого лектория.

 Как профессионал – музыкант М.Коварская обладает уникальными творческими способностями. Она исполнитель, имеющий в своем репертуаре огромное количество произведений фортепианной классики, она концертмейстер, которому отдают предпочтение многие известнейшие солисты – вокалисты и инструменталисты. Созданные ею фортепианные транскрипции дают возможность молодым пианистам приобщиться к вокальной и инструментальной музыке татарских композиторов, а методические разработки помогают ее ученикам подниматься каждый раз на новые ступени исполнительского мастерства.

После окончания консерватории, работая концертмейстером в Татарском оперном театре, она с благословения самого И. Шермана выезжала на гастроли в качестве дирижера. Совместно с артистами драматического и оперного театров и педагогами музыкального факультета М.Коварская создала «свою пушкиниану», организовав и поставив на сцене музфака литературно-музыкальную композицию «Евгений Онегин». Замечательный музыкальный спектакль «Жизнь для вечности» по мотивам переписки Чайковского и фон Мекк был представлен ею в содружестве с народными артистами Ю.Каревой и В.Кешнером и имел долгую сценическую жизнь.

Обучаясь на курсах усовершенствования в Киеве, она организовала концерт из произведений Р.Яхина в концертном зале Союза композиторов Украины. Кроме нее и легендарной Вафиры Гизатуллиной в концерте участвовали народная артистка СССР Г.Туфтина и заслуженный артист Украины и Татарстана Г.Васько. Музыка Яхина, по признанию киевской прессы, стала открытием для украинского слушателя.

Ляля Файзрахманова, доктор педагогических наук,

заслуженный деятель искусств РТ, доцент кафедры фортепиано

О Маргарите Яковлевне можно рассказать и как об известной пианистке, и как об оригинальном интерпретаторе классических музыкальных сочинений, и как о партнерше многих казанских, да и не только казанских исполнителей. Я имела удовольствие видеть ее в разных ипостасях, но сегодня выделю именно лекторий.

Отмечу его особую значимость для этого института (ранее музыкально-педагогического факультета КГПИ), поскольку будущему учителю, какой бы предмет он не преподавал, очень важно слушать классическую музыку, знать композиторов, исполнителей, которые составляют золотой фонд мировой музыки. Хотя, как мне кажется, будущий учитель для Маргариты Коварской – это прежде всего мостик к широкой аудитории, музыкальные пристрастия которой, как известно, формируются в детстве. Она написала об этом в одной из своих статей для «Музейного вестника КГПИ» – «Большие шаги малой филармонии»

Можно написать много умных статей о роли музыки в воспитании гармоничного человека, но Маргарита Яковлевна не только думает об этом, но и реализует свои задумки в жизни.

Как оказалось, лекторий начался с первого концерта в Высокогорском районе, в селе Чепчуги, где она выступала в снежном феврале начала 70-х годов. Потом целых 10 лет в этом селе принимали музыкантов из Казани. На базе лектория со временем была организована музыкальная школа. А потом лекторий появился в детской музыкальной школе №5 Казани, с 1986 года – на музпедфаке КГПИ. В личном архиве Маргариты Яковлевны хранятся программы лектория с 2001-2002 учебного года. По афишам можно проследить и за тематикой концертов, и за тем, кто работал и работает вместе с Коварской.

Что касается тематики, то нельзя не отметить акцента на неразрывную связь музыки с другими видами искусства. Тут тебе и поэзия, и театр, и кино, и изобразительное искусство. Музыка российская, татарская, австрийская, испанская, итальянская, восточная, романс, вальс, музыкальный фольклор и современные ритмы. Музыка звучит как гармоничная часть нашей жизни, а потому темы концертов порой удивляют своей оригинальностью: «Музыка и точные науки», «Образы природы в музыке», «Целебная сила искусства», «Музыкальный мост «Восток – Запад»… Выбор темы порой обусловлен юбилейными датами, например, в 2016 году, 95-летию татарского композитора Рустема Яхина, к которому у Коварской особо почтительное отношение, было посвящено два концерта. Франц Шуберт, Михаил Глинка, Сергей Рахманинов, Ференц Лист, Эдвард Григ – им посвящались отдельные программы.

Судя по всему, авторскому коллективу лектория по душе именно такие, цельные  концерты. И совсем не обязательно, что в центре внимания будет музыка. Назову несколько программ, и вы увидите всю объемность представляемого слушателям мира искусств: сезон 2014-2015 – «Поэт в России – больше, чем поэт» (Пушкин, Лермонтов, Джалиль), «Я весь – Россия» (к 100-летию поэта Виктора Бокова), сезон 2013-2014 – «Белое облако Чингиза Айтматова» (к 85-летию со дня рождения), сезон 2011-2012 – «Рафаэль Белялов. Жизнь в музыке».

Организаторы концертов учитывают специфику своей аудитории. Выбор музыкальной специальности совсем не обязательно гарантирует любовь к классике, знание истории музыки. В современной ситуации, когда безвкусие стало, увы, нормой жизни, очень важно помочь будущим учителям распознавать истинное и не тратить время на подделки. Поэтому ведущие стремятся разнообразить концерты, а порой заманивают молодых слушателей откровенно интригующими темами. Могу привести несколько примеров: сезоны 2002-2003 и 2016-2017 – «Музыканты улыбаются», сезон 2003-2004 – «Еще раз про любовь», сезон 2011-2012 – концерт «Тайны творчества великих композиторов».

В концертах лектория участвуют не только преподаватели – коллеги Маргариты Яковлевны, студенты, учащиеся других музыкальных учебных заведений, но и приглашенные исполнители: музыканты, чаще всего, конечно, пианисты, вокалисты. Это не только солисты, но и хор «Гармония», ансамбль виолончелистов музыкального колледжа имени И. Аухадеева, женский камерный хор «Кантабиле», камерно-хоровой ансамбль «Созвучие», камерный балет «Пантера»… Состав исполнителей каждый раз подбирается под конкретную программу.

Будучи прекрасным аккомпаниатором, Маргарита Яковлевна дружит со многими казанскими знаменитостями, что для привлечения внимания молодой студенческой аудитории очень важно. В лектории «отметились» многие лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Как корифеи казанской музыки: пианисты Марат Ахметов и Эльза Ахметова, виолончелистка Лариса Маслова, трубач Роман Мударисов, так и молодые исполнители. Для нескольких артистов организаторы лектория подготовили отдельные программы. «И мастерство, и вдохновенье…» – так назывался концерт, посвященный народному артисту РТ, заслуженному артисту РФ Эмилю Заляльдинову (сезон 2013-2014). Программа «Романса дивные страницы» подарила аудитории встречу с лауреатом международных и всероссийских конкурсов Юлией Зиганшиной (сезон 2011-2012).

В сезоне 2014-2015 в рамках лектория состоялся творческий вечер лауреата международных конкурсов, кандидата педагогических наук Екатерины Ковриковой.

Как отмечается в одной из публикаций, посвященной Коварской, музыкально-образовательный лекторий пережил все катаклизмы и бури, сотрясавшие последние годы высшее музыкально-педагогическое образование. В Казанском федеральном университете много что изменилось за это время. Исчез вуз, в который Коварская пришла в начале 70-х годов, кафедры, существовавшие в структуре самостоятельного музыкально-педагогического факультета, за многие годы отстоявшие право быть в городе, где есть консерватория, теперь работают в составе многопрофильного института, спрятанные за общим понятием «межкультурная коммуникация». Другим стал подход к оценке преподавательской деятельности, и я так думаю, что Коварской уже неоднократно советовали сделать концерты платными.

А она известна как человек бескорыстный – помогает, делится идеями, оказывает содействие… Так, благодаря Маргарите Яковлевне образовалось казанское трио теноров. Зиннур Нурмухаметов, Георгий Ибушев и Владислав Голиков собрались на юбилейном концерте, посвященном 40-летию ее творчества, почти случайно. Поскольку она была скована временными рамками (так много желающих пришли ее поздравить), Маргарита Яковлевна предложила выступить им вместе – спеть по одному куплету из любимой песни, а потом вместе исполнить «Сердце, тебе не хочется покоя». На концерте их приняли овациями, и идея получила развитие. И три тенора стали давать большие сольные концерты.

Потом появилось казанское трио баритонов. Это артисты Татарского академического театра имени М. Джалиля, которые сегодня востребованы в музыкальной жизни Казани.

Музыкально-образовательный лекторий, который она создала и которым руководит, до сих пор не носит коммерческого характера – никакого гонорара никто не получает. И что удивительно, недостатка в желающих принять участие в концертах нет.

Кстати, Маргарита Яковлевна сама много что делает бескорыстно. В Еврейском общественном центре Казани в течение нескольких лет она возглавляла воскресную школу. Дает регулярные концерты для ветеранов, инвалидов войны и труда, к Дню Победы и Дню Республики, к Дню пожилых людей, выступает в детских домах и реабилитационных центрах. Кстати, она по-прежнему считает своим долгом выступать в сельской местности. Вспоминает концерты в Верхнем Услоне, в Балтасях.

В дни концертов лектория двери здания КФУ рядом с памятником Салиху Сайдашева вуза открыты настежь. Здесь можно увидеть людей разных возрастов, студенты - не только из Казанского федерального университета. Ведь стоимость посещения лектория, можно сказать, символическая. 

Радостно, что классическая музыка в Казани с каждым годом расширяет свою аудиторию.

Стоит сказать, что Маргарита Яковлевна и сольные концерты все эти годы выстраивает как познавательные сеансы, стремясь достучаться до тех, кто еще не познал мир прекрасного. Я до сих пор помню спектакль «Жизнь для вечности» с участием симфонического оркестра под управлением Натана Рахлина, Юноны Каревой и Вадима Кешнера. Это было необыкновенное постижение гениальной музыки Чайковского, грустный рассказ о несостоявшейся любви. Немного другой была история с фортепианным сопровождением. Там было больше того, что в музыке определяется термином «пианиссимо». И тогда звучал рояль, за которым была Маргарита Коварская.

Она участвовала в концертах с Георгием Кантором и Айратом Арслановым, не раз выступала в «Театральном салоне» Дома ученых, в Доме актера, на площадках казанских музеев. Меломаны не могут не помнить ее восьми концертов с Минголом Галеевым в рамках цикла «Антология татарской песни», который был реализован в течение трех лет. Концерты проходили в Союзе композиторов РТ.

Маргарита Яковлевна даже к своей основной, исполнительской работе на сцене относится как просветитель. Специалисты отмечают, что она имеет заметное пристрастие к переложению - жанру демократическому, просветительскому, примиряющему любителей разных направлений в музыке.

Послужной список Коварской пестрит необычными программами: «Избранные страницы фортепианной музыки Чайковского», «Избранные страницы испанской фортепианной музыки», «Переложения балетной и театральной музыки татарских композиторов», «Татарская фортепианная миниатюра», парафразы на темы Глинки и Верди...

Один из учеников Маргариты Яковлевны предложил ей в свое время сделать обработку для фортепиано лучших песен Яхина и Жиганова. Так появилось четыре сборника, и студенты с удовольствием включают сочинения в экзаменационные и концертные программы.

Почти 45 лет Коварская преподает фортепиано будущим учителям музыки. Ей удается так выправить вкусы своих студентов, испорченные современной попсой, что они даже не замечают этого. Маргарите Яковлевне наверняка  помогает в этом ее собственная творческая биография – разноплановость фортепианного репертуара, работа концертмейстером в оперном театре, содружество с музыкантами и вокалистами. Зная, что у нее есть возможность судить о вкусах подрастающего поколения не только со стороны, но и по собственной семье, по внукам, можно предположить, сколько гибкости она умеет проявить, чтобы будущий учитель музыки не только сам полюбил Рахманинова и Чайковского, Шуберта и Шопена, но и передал эту любовь своим ученикам.

В завершение о тех, кто работает в лектории вместе с Маргаритой Яковлевной. В той статье, которую я выше вспоминала, Коварская назвала имена своих коллег. Судя по всему, список только расширился за счет молодых преподавателей. Назову ведущих концертов (они же авторы программ) прошлогоднего сезона: кандидаты педагогических наук Гульнара Батыршина и Екатерина Коврикова, кандидаты искусствоведения Надежда Ширяева и Лилия Салихова, кандидат филологических наук Лилия Сафиуллина, кандидат психологических наук Юлия Блинова. Можно еще назвать Дилию Хайрутдинову, Зилию Явгильдину, Михаила Дисмана, Лялю Файзрахманову и Лилию Сафиуллину. И во всех концертах – Маргарита Коварская за роялем.

Ведущий лектория – не просто знающий специалист, но и человек, способный увлечь, заразить. Он организует не просто концерт, а настоящее путешествие в тему, обозначенную на афише, где он – своего рода сталкер на пути к неизведанному.

Маргарита Яковлевна, бесконечно влюбленная в музыку, придает огромное значение слову. Ведущие на ее авторских концертах тоже не только объявляют номера. Как и она сама, когда берет бразды правления в свои руки, как случилось на декабрьском концерте 2016 года, когда я была среди зрителей (Маргарита Коварская: концерт для дочери и друзей).

Ну и напоследок несколько слов о декабрьском концерте 2017 года. Напомню, он был посвящен Моцарту. Автором сценария и ведущей была член-корреспондент РАЕН, член союзов композиторов России и РТ, лауреат международных и всероссийских конкурсов Екатерина Коврикова. Открыл концерт Молодёжный симфонический оркестр РТ под руководством заслуженного работника культуры РТ Светланы Лось, исполнивший концерт для флейты с оркестром Моцарта (солистка – лауреат международных конкурсов, стипендиат мэра Казани Анастасия Панкова). Кульминацией вечера стала «Лакримоза» из «Реквиема» Моцарта, исполненная фортепианным дуэтом – Маргаритой Коварской и Екатериной Ковриковой, впечатление от которой было усилено видеорядом, составленным из фрагментов художественного фильма «Амадей» режиссёра Милоша Формана.

Показались далеко не случайными параллели между музыкой Моцарта и русским искусством. Фантазия ре-минор для фортепиано в сочетании с художественным словом (фрагмент Маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери») в исполнении студента Казанского театрального училища Валерия Антонова и студента музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева, лауреата международного конкурса Алексея Коврикова подарила слушателям возможность приоткрыть дверь в творческую мастерскую двух гениев – Моцарта и Пушкина. Достойным завершением концерта стало выступление Казанского городского женского джаз-оркестра «Фантазия» под руководством народного артиста РТ Юрия Когана с джазовыми обработками на темы из Симфонии №40 Моцарта и балета «Щелкунчик» Чайковского.

Я не была на этом концерте, использую информацию из сообщения на сайте института, но нет сомнений в том, что аплодисменты были похожи на овации и настроение у всех после концерта было замечательное.

В завершение концерта доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой татаристики и культуроведения, заместитель директора по воспитательной и социальной работе института Зилия Мухтаровна Явгильдина тепло поздравила участников и зрителей с наступающим 2018 годом и пожелала добра, улыбок и вдохновения.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить