Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»

Так называлась Международная научно-практическая конференция, которая работала в Казани 19 и 20 июля.

Ожидался приезд около 200 гостей: представители духовенства,  ученые, высокие должностные лица, непосредственно причастные к теме конференции, все, кому не безразлична  тема неразрывной связи   Чудотворного Казанского образа Богородицы и истории России, кто был готов проанализировать эту связь на фоне всей мировой цивилизации.

Конференция проводилась в рамках праздника Казанской иконы Божией Матери, главным событием которого стала торжественная закладка памятной капсулы в исторический фундамент воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, которая состоялась 21 июля. Как известно, для участия в этом событии в Казань приезжал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

Соучредителями конференции выступили Патриарший Совет по культуре, Татарстанская митрополия Русской православной церкви, Министерство культуры Республики Татарстан, Мэрия города Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанская духовная семинария, Государственный музей изобразительных искусств РТ.

Работа конференции проходила в рамках трех секций. Каждый ее участник получил «Сборник материалов» с тезисами докладов, изданный в Центре инновационных технологий. 

Модераторами секции  «Духовные аспекты явления и почитания иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани» были игумен Евфимий (Моисеев), первый проректор Казанской духовной семинарии, и В. Курашов, заведующий кафедрой философии и науки Казанского национального исследовательского технологического университета.

В программе были выступления профессоров Московской духовной академии, Московского государственного университета, Казанского федерального университета, духовных лиц из Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону, а также первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ, кандидата богословия, протоирея Максима (Козлова),  председателя Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Общественной палаты РТ О. Агапова. Большой интерес вызвали сообщения гостей из-за границы, заявленные в программе. Протоирей Д. Орехов представляет Казанский храм в Гаване (Куба), протоирей В. Цуриков – Музей русского искусства в Миннеаполисе (США),  З. Градова – журнал Западно-Американской епархии РПЦЗ «Весна духовная» (Сан-Франциско, США).

Секция «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации»  работала  в зале  заседаний Наблюдательного совета КФУ. Модераторы – М. Щелкунов, директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, и протоирей А. Колчерин, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Казанской духовной семинарии.

Подводя итоги конференции на пленарном заседании, участники отмечали великолепные условия, которые были созданы для работы. Выступления участников касались самых разных аспектов: христианского просвещения Казанской губернии, пребывания членов Дома Романовых и высоких духовных лиц в Казанско-Богородицком монастыре, истории и будущего обители.

В Государственном музее изобразительных искусств РТ работала секция «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры». Она включала три подсекции: «Казанская икона Божией Матери в изобразительном искусстве» (модераторы – Н. Чугреева, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, и Н. Чубакова, преподаватель иконописного класса кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии); «Чудотворные иконы Богоматери. Казанский Богородицкий женский монастырь: история, архитектура, археология» (модераторы – Д. Хафизов, советник мэра Казани по вопросам культуры и религии, Р. Нургалеева, директор ГМИИ РТ); «Казанская икона Божией Матери, Казанский Богородицкий монастырь в литературе, музыке и кино» (модераторы – иерей С. Фуфаев, проректор по научно-богословской работе Казанской духовной семинарии, Ю. Карпов, проректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова).

Среди известных казанцам участников третьей секции можно отметить Н. Чугрееву, которая в Казани не в первый раз, Казанский образ Богородицы для нее уже долгие годы – объект пристального научного интереса; граф П. Шереметев, председатель Российского музыкального общества в Париже, ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова, председатель президиума Международного совета российских соотечественников, который тоже в Казани не впервые.

В программе было много интересных сообщений, которые представляют интерес не только для специалистов. Выступления касались самых разных аспектов  заявленных тем, включая искусствоведческие вопросы, вопросы атрибуции икон на основе современных технико-технологических исследований, археологические изыскания.  

В первый день состоялся круглый стол на тему «Под осенением  чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира – прошлое, настоящее и будущее». Модератором был игумен Евфимий (Моисеев). 

Из-за перемен в программе праздника на круглом столе было не так много священнослужителей и официальных лиц, как было заявлено. Зато неожиданно пришел митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Он произнес большую речь, подчеркнув, насколько важно воссоздание собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери:

Владыка Феофан начал с того, что вспомнил события конца XVI века, вызвав ассоциации с днем сегодняшним:

«Когда явилась чудотворная икона, которая будет названа Казанской по месту нахождения, в какой период? Россия уже начинала ощущать некие смутные времена. Россия уже, как некий гул из-под земли, чувствовала, что что-то не то.

Пройдет совсем немного времени, и это «не то» превратится в опасность распада России и потери государственности. Потому что в связи со смертью и прекращением рода Рюриковичей в России наступил период, который мы исторически называем Смутным временем…

Кто был из духовных лиц, который явился первым, принявшим на свои руки вновь обретенный образ Казанской Богоматери? Это был приходской священник, который станет затем архиепископом Казанским и впоследствии Патриархом всероссийским. Это будет тот духовный лидер, который практически всколыхнет уже потерявшее надежду общество русского люда на мир и спокойствие, на процветание и укрепление России».

Владыка Феофан задал себе вопрос: «Каких храмов больше всего построено в России? В честь какой иконы?.

«У меня ощущение, что если не первое, то второе место — это в честь образа Казанской иконы Божией Матери, Войди в любой православный дом и обязательно увидишь образ Пресвятой Богородицы Казанской...»

Сейчас пишется новая страница в жизни не только Русской православной церкви, не только Татарстана и Казани, но в целом России и, не побоюсь сказать, в геополитическом плане, сказал владыка Феофан, комментируя предстоящую закладку собора в честь Казанской иконы. Он отметил основные факты истории чудотворного образа и выразил радость в связи с предстоящим 20-21 июля визитом Первосвятителя в Татарстан на торжества, связанные с Казанской святыней.

«Как некогда мужественный Патриарх Ермоген призвал к воссоединению всех, чтобы встать на защиту России, так и ныне Святейший Патриарх Кирилл делает все возможное, чтобы возрождение Казанского собора стало не только неким духовным толчком для нашего пробуждения, но намного большим. Чтобы через совместную молитву, через возрождение собора над местом, где некогда явилась Казанская икона Божией Матери и стала величайшей святыней нашего народа, через молитвы Первосвятительские и народа Божия все мы вновь убедились, что не в силе Бог, а в правде, и что удел Пресвятой Богородицы – Россия – имеет над собой Её Покров».

Митрополит Феофан сказал и о том, что для него лично значит воссоздание древнего собора:

«Я прибыл сюда под вечер своей жизни. И в какой-то степени считаю даже за награду, что именно на мою долю выпала возможность водрузиться, чтобы собор над местом явления иконы, которая станет называться Казанской, был бы для меня, еще раз повторяю, ношей посильной. И если бы я увидел, что совершилась первая божественная литургия в этом храме, считал бы, что есть надежда на спасение, что Матерь Божия меня не оставит…»

В завершение владыка Феофан пригласил всех сфотографироваться на память. Его уже ждали в другом месте.

За приветственным выступлением было сообщение директора Института российской истории Юрий Петров, который постарался уместиться в регламентное время. Далее модератор предоставил слово советнику мэра Казани по вопросам культуры и религии Дмитрию Хафизову, и сразу стало понятно, что серьезной дискуссии не получится, поскольку на работу круглого стола давалось всего два часа. 

Игумен Евфимий  сообщил, что Дмитрий Иосифович только что вернулся из США, где искал первоявленную Казанскую икону — ту самую, которую в 1904 году украли и, как считается, порубили топором. Однако Хафизов с этим категорически не согласен. Он уверенно заявил: «Конечно, икона никуда не делась! Она не была, по крайней мере, жуликами этими уничтожена. Об этом говорит самый главный факт, что российская жандармерия, а эта структура была посерьезнее даже сегодняшней ФСБ, вплоть до 1916 года занималась плотно поиском этой иконы, сохранилось много томов этого дела».

Хафизов сообщил что поездка в США — это уже четвертая попытка найти чудотворную икону. До этого проверяли новосибирскую версию, потом была Ватиканская икона, и советник казанского мэра тогда был уверен, что именно она - первоявленная... Третья попытка была сделана в Испании. Теперь перспективным Хафизов считает китайский след.

У него много оппонентов. И на круглом столе не все его утверждения были приняты без возражений. Так, многим показалось безосновательным его утверждение о том, что списки с Казанской иконы в Москве и Санкт-Петербурге, которые были связаны с важными историческими событиями, в том числе с борьбой против польской экспансии, утеряны. Тем не менее все согласились с тем, что нужно на государственном уровне решать задачу возвращения утерянных церковных ценностей. 

Советник мэра предложил создать сводный каталог утерянных икон. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен поддержал его, исходя из того, что у воров такой каталог наверняка есть. Иначе как объяснить, что жулики, которые грабят церкви, точно знают, какие иконы надо брать.

Предложение о том, что нужно сделать такой каталог, участники круглого стола посчитали нужным внести в резолюцию конференции.

Завершая круглый стол, игумен Евфимий поддержал Хафиова, также предположив, что первоявленная Казанская икона Божией Матери могла уцелеть:

«Конечно, даже верующим людям с трудом верится, что первоявленная икона может явиться второй раз. Но многие факты свидетельствуют о том, что и не такие чудеса случались! Как сказал владыка Феофан всем нам: нужно начинать с создания собора. Когда будет готов собор, глядишь, и икона придет…»

20 июля на пленарном заседании в РатушеЁ которое вел заместитель Председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов,  подводились итоги конференции. Большинства запланированных выступлений не было. С докладами выступили только двое: игумен Евфимий (тема «Казанский собор Казанско-Богородицкого монастыря  – ковчег Всероссийской святыни: от воссоздания  собора к возрождению веры и нравственности») и ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров (тема «Духовный вектор университетского образования: традиции и современность»).

Далее с обобщением творческих дискуссий на секциях выступили их модераторы. О работе первой секции доложил Владимир Курашов, заведующий кафедрой философии и истории науки Казанского национального исследовательского технологического университета. Он сообщил, что в реальном времени работы секции было заслушано 12 докладов. В целом содержание докладов складывалось из рассмотрения темы с двух точек зрения:

- взгляда на явление чудотворной иконы Божией Матери в Казани в различных контекстах духовной жизни церкви и общества;

- взгляда на yдуховную жизнь России и исторические события нашего государства вплоть до настоящего времени с точки зрения явления иконы в 1579 году.

Докладчиками назывались многие события в жизни Русской православной церкви, связанные с явленной иконной и ее списками, отмечалась популярность иконы в России и других странах, анализировались проблемы взаимоотношений государства и церкви в этическом и правовом отношениях, обосновывалось значение иконы для российского самосознания, рассматривались духовные и исторические взаимосвязи иконы с другими чудотворными иконами, чтимыми в Русской православной церкви, анализировались также проблемы канонических оснований иконопочитания, рассматривались актуальные проблемы русской словесности в жизни церкви и в обществе в целом.

Результаты работы секции профессор Курашов выразил несколькими тезисами.

Казанская икона Богородицы – знаменательное явление в духовной жизни России и всего мира.

В Казанской иконе Богородицы мы чувствуем и видим синергию сакрального и эстетического, что оказало существенное влияние на формирование ментальности русского народа.

Чудотворный образ Казанской иконы Богородицы значим для полифонического единства всех христианских церквей.

Явление Казанской иконы Богородицы есть новый этап укрепления православной религиозности в России.

Казанская икона Богородицы есть важная составляющая образа России в целом, а ее обретение есть начало нового периода укрепления духовного единства России, ее цивилизационного выбора и утверждения идеи патриотизма.

Невозможно переоценить значение чудотворного образа Казанской иконы Богородицы для формирования национальной патриотической идеи, преодоления смутных времен и отражения интервенций в духовно-нравственное и территориально-государственное пространство России.

Казанская икона Богородицы оказала благодатное влияние на церковную и государственную жизнь России, в том числе на единение народов и мирное сосуществование различных конфессий, свидетельством чему является и настоящая конференция.

Идеография, или постижение символических смыслов Казанской иконы Богородицы, есть непрерывный процесс движения к Истине православного богословия, а настоящая конференция очередной заметный этап этого процесса.

Владимир Курашов также подвел итоги прошедшего накануне в Крестовоздвиженском храме круглого стола на тему «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира — прошлое, настоящее, будущее». Его участники отметили, что в изгнании польско-литовских захватчиков приняли участие ополченцы Поволжья, представляющие не только христиан, но и мусульман. Была выделена важная особенность жизни казанского региона в период с XVI века до настоящего времени как этап взаимообогащения национальных культур, формирования дружбы народов и межконфессионального сотрудничества во многих сферах жизни России: церковной, государственной, общекультурной.

Отдельно обсуждалась проблема поиска чтимых утраченных икон и поставлен вопрос о придании поиску организованного системного характера.

Было высказано замечание, что изучение чудотворных икон в различных контекстах не может ограничиваться поиском и систематизацией мифов, народных преданий или авторских гипотез, поскольку междисциплинарные исследования и формат научно-практической конференции обязательно предполагают проведение исследований, основанных на принципах логики и методологии научного познания.

Общий итог круглого стола можно выразить констатацией факта, что за многовековую историю России Республика Татарстан прошла через многие испытания с позитивным вектором развития и стала в наше время образцом мирной созидательной жизни полиэтнического и поликонфессионального региона.

Итоги работы второй секции - «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» - подвел директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов. Он сообщил, что в работе секции приняли участие 45 человек, было заслушано 22 сообщения. Участники секции выделили в истории России три исторических периода: период культурного отчаяния, период открытого противостояния и период поиска противоядия. На секции речь шла о фактах безнравственного поведения, в частности, о вандализме по отношению к культурным ценностям. Участники секции поддержали идею создания в Казани паломнического центра, однако отметили, что это не будет объект для туризма.

О результатах работы третьей  секции - «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» - рассказала Нина Квливидзе, заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии, доцент кафедры теории и истории искусства Нового и Новейшего времени Российского государственного гуманитарного университета. Она дала краткую характеристику всех трех подсекций. сообщив, что в целом было заслушано 41 сообщение.

Участники конференции высказались за то. чтобы по ее итогам были изданы не тезисы, а полноценные доклады, поскольку они представляют интерес для самой широкой аудитории.

В завершение пленарного заседания была принята  резолюция конференции. Ее текст мы нашли на сайте Татарстанской митрополии. Приводим документ полностью:

Участники Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации», прошедшей в Казани 19-21 июля 2016 года, подчёркивая важность и актуальность рассмотренных на ней вопросов, выражают единое мнение о необходимости дальнейшего возрождения православной духовности, изучения отечественного культурного и научно-богословского наследия, укрепления позитивного межнационального и межрелигиозного взаимодействия.

Чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, почитание которой распространилось далеко за пределами России, является величайшей общероссийской святыней и всемирной культурной ценностью. Особое почитание Казанской иконы в Русской Православной Церкви связано, в первую очередь, с тем, что под осенением этого святого образа было одержано множество славных побед, которые имели исключительно важное значение для сохранения российской государственности и укрепления народного единства.

Казанская икона Божией Матери, почитаемая не только православными христианами, но и представителями иных конфессий, является одним из духовных символов российской цивилизации, в рамках которой мирно сосуществуют последователи различных этнорелигиозных традиций. Её чудесное явление в Казани — центре исторически многонационального края, указывает на особое духовное значение этого города как места встречи, взаимодействия и взаимовлияния духовных и культурных традиций Запада и Востока, христианства и ислама.

Казанский Богородицкий монастырь, основанный на месте явления в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы, должен быть возрождён как один из важнейших духовных и паломнических центров России и всего христианского мира. Важным шагом в данном направлении послужит воссоздание, в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. № УП-1066, собора Казанской иконы Божией Матери, что послужит также ярким примером восстановления исторической справедливости.

Участники конференции особо подчёркивают, что одним из важнейших факторов развития современного гражданского общества и залогом единения народов нашей страны является конструктивный государственно-конфессиональный диалог, учитывающий интересы последователей традиционных вероисповеданий России и основанный на уважительном отношении к их святыням.

В этой связи призываем всех граждан, неравнодушных к судьбе нашего Отечества, — представителей власти и бизнеса, науки и культуры, оказать всемерное содействие богоугодному делу возрождения всемирно известной православной святыни: собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря.

Выражаем надежду на то, что проведение Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» окажет благотворное влияние на расширение диалога между представителями светской и церковной науки и будет способствовать консолидации усилий Русской Православной Церкви и Российского государства в деле утверждения в обществе духовно-нравственных принципов и традиционных ценностей.

Подробная программа здесь – http://tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=59949

 

Фото с сайтов Татарстанской митрополии и газеты  "БИЗНЕС Online" 

 Читайте в «Казанских историях»:

Хроника визита

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 21 июля

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Казани: 20 июля

В чудеса порой верят и ученые – заметки с научно-практической конференции Л. Агеевой

«Богородице Дево, радуйcя…» – репортаж Л. Агеевой о церемонии закладки памятной капсулы в исторический фундамент воссоздаваемого собора Богородицкого монастыря, где хранился чудотворный образ Пресвятой Богоматери, явленный в Казани в 1579 году.

Владыка Феофан: «Приходите все на крестный ход – всем места хватит под солнцем» - пресс-конференция в преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери

Казанский образ Богородицы – это главный образ России - 2 июля в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь».

 

Другие публикации по теме в «Казанских историях»:

Казанская икона Божией Матери – очерк Л. Агеевой          

1. Казанская икона Божией Матери: загадка, которую так и не разгадали

2. Явление Богородицы казанской девочке Матроне

3. Казанское святотатство 1904 года

4. Что хочет сама Богородица?

5. Казанская икона Божией Матери из покоев папы Римского

 

Хорошая весть на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы

В одном указе Президента РТ – забота о православных и мусульманах. Так в Татарстане принято

Явление Казанской Богородицы в 2015 году

«Казанская в судьбах России» – выставка в Кремле

Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории

Книга о заступнице усердная рода христианского

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить