Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Открытие в 2009 году в Казани филиала одной из главных высших школ изобразительного искусства в стране – Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова (МГАХИ) – стало важнейшим и долгожданным событием в культурной жизни Республики Татарстан.

Прошло около трех лет с момента проведения в 2006 году крупной региональной выставки работ студентов художественных училищ, где участвовали учебные заведения не только зоны Поволжья, но и других регионов России. Она ярко и разнообразно продемонстрировала результаты деятельности девяти региональных училищ страны.

Это событие было насыщено взаимным общением педагогов, интенсивным обсуждением и оценкой методов преподавания, поиском свежих педагогических решений и стало крепким творческим фундаментом для новых плодотворных встреч.

Последующая встреча руководителей и педагогов училищ вновь состоялась в Казани. Многое изменилось за эти три года: в столице Татарстана открылся художественный вуз.

С новым вузом знакомит И. Лобашёва, кандидат искусствоведения, доцент филиала МГАХИ в Казани:

 

Официальное открытие нового института состоялось в марте 2008 года, приемные экзамены и первый набор студентов прошли в самом конце уходящего года. Учебный процесс начался в новом 2009 году (первым открылось скульптурное отделение, в следующем 2009/2010 учебном году планируется набор на живописное и графическое отделения).

Конечно, основной задачей филиала в настоящий момент является общее становление учебного процесса, вместе с тем открытие вуза дало толчок к организации и проведению сразу нескольких крупных мероприятий, способствующих его развитию.

Первым событием в рамках создания и открытия института стала прошедшая в казанском филиале выставка работ студентов МГАХИ имени В.И.Сурикова, переданных институтом в качестве методического материала для обучения (сроки проведения: 26 декабря 2008 – 15 января 2009).

Следующей страницей в летописи казанского вуза явилась грандиозная по масштабам Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективы развития художественного образования в России», прошедшая в Казани 7-9 апреля 2009 года. Совет директоров, открывший работу конференции, ознакомился с деятельностью только что созданного института, директор филиала М.А. Вагапов сделал сообщение об этом событии, о перспективах развития филиала и возможном сотрудничестве с региональными училищами по целевой подготовке студентов высшей ступени обучения в казанском филиале.

На конференции активно затрагивались проблемы обучения в среднем образовательном звене, вопросы поступления в высшую художественную школу. Возможность выступить на пленарном заседании конференции получили представители многих учебных заведений. На заседании круглого стола, а также с отдельными сообщениями, лекциями и мастер-классами в ходе конференции выступали представители МГАХИ имени В.И.Сурикова – ректор А.А.Бичуков, проректор по учебной работе А.А.Любавин, проректор по учебно-методическому объединению вузов России в области изобразительного искусства О.И.Ардимасов, профессора ведущих мастерских института А.И.Теслик, С.А.Гавриляченко.

В рамках конференции состоялся первый отчетный просмотр работ студентов скульптурного отделения, где комиссия МГАХИ имени В.И.Сурикова отметила серьезность и масштабность проделанной работы. В целом и деятельность А.М. Миннулиной как ведущего педагога кафедры скульптуры в филиале, и результаты группы студентов были отмечены положительно и получили высокую оценку.

К конференции была приурочена выставка работ студентов пятнадцати российских художественных училищ и училищ искусств, география которых охватывает крупные отечественные регионы: от Твери и Орла в центре России до Волгограда и Самары на юге, а также крупных городов нескольких северо-восточных регионов страны – Челябинска, Оренбурга и Екатеринбурга.

Следует подчеркнуть, что многие из училищ впервые за долгое время представляют результаты своей деятельности в Казани. Среди них: Екатеринбург, Вятка, Волгоград, Орел, Пенза, Самара. Небывалый размах этой встречи был вызван как дефицитом общения и желанием совместных решений основных проблем образовательного процесса, так и огромным интересом участников к изменениям, происходящим в художественной образовательной среде Казани.

Важно отметить, что, несмотря на статус Казанского художественного училища как базового центра Поволжской методической зоны, таких широкомасштабных встреч педагогического состава средних художественных заведений в Казани не было уже давно.

Большое внимание ко всем мероприятиям (конференция, выставка, отчетный просмотр работ скульптурного отделения) проявили руководители министерств культуры России (Д.В.Монастырский – заместитель начальника отдела художественного образования департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации) и Татарстана (З.Р.Валеева – заместитель премьер-министра – министр культуры Республики Татарстан). Они с интересом ознакомились с деятельностью созданного филиала, результатами первого учебного семестра и выступили с сообщениями на открытии выставки и на пленарном заседании конференции.

Выставка, по замыслу устроителей, стала своего рода наглядной иллюстрацией к работе конференции, демонстрируя современный уровень обучения, главные направления и приоритеты педагогической деятельности в том или ином художественном учебном заведении.

В экспозиции было представлено 84 работы по главным учебным предметам: рисунку, живописи и композиции. Такой срез состояния трех базовых дисциплин обучения очень показателен, так как он дает исключительную возможность сосредоточиться на развитии главных линий художественного образования, сопоставить методы преподавания этих дисциплин в различных училищах.

В среднем каждое училище представило по 6 учебных работ (2 – рисунок, 2 – живопись, 2 – композиция). Руководство Казанского училища, как организатор всех мероприятий, предложило четкие позиции в отборе учебных работ на выставку:

  • Рисунок – портрет и фигура (обнаженная; в одежде)
  • Живопись – портрет и фигура (обнаженная; в одежде)
  • Композиция – курсовая композиция.

Этим и руководствовалось большинство представителей училищ при формировании выставочного состава работ.

Конечно, с одной стороны, такое представление нельзя считать исчерпывающим при серьезном изучении состояния учебного процесса в том или ином учебном заведении, формировании оценки уровня его развития. С другой стороны, при всей купированности и заданной ограниченности состава показанных работ, методическая четкость и конкретность такого отбора позволяют ясно понять основные акценты в методике преподавания, в преемственности традиций и воплощении характерных особенностей различных школ.

Во многом преподавание в художественном училище, творческом учебном заведении, носит личностный характер и зависит от конкретной личности художника-педагога-профессионала. Кроме того, современная ситуация времени, осложненная не только социальными, экономическими и политическими явлениями нашей жизни, но и огромным информационным потоком, многочисленными техническими нововведениями, заставляет «быть в форме», идти в ногу со временем, предвидеть дальнейшее развитие сегодняшнего учебного процесса и во многом работать на опережение.

Выставка показала, что образовательный процесс в художественных заведениях носит поступательный характер и находится в постоянном развитии. Наряду с явными достижениями имеются и неудачи, и это естественно и закономерно для любого творческого образовательного процесса, совершенствование которого по сути своей беспрерывно.

В выставочном составе каждого училища можно выделить конкретные, наиболее удачные постановки и композиции: крепко построенные, классически выверенные работы, прежде всего – это учебный рисунок (Пенза, Челябинск, Тверь, Орел, Набережные Челны), яркие индивидуальные решения наиболее одаренных учащихся (Чебоксары, Волгоград, Самара), продуманные тематические композиции, отличительной чертой которых становится актуальность и современность воплощения (Екатеринбург, Казань, Оренбург, Уфа), либо вновь востребованный ныне исторический сюжет, жанровый портрет (Вятка, Йошкар-Ола, Нижний Новгород).

Один из современных художественных критиков сказал: «Сегодняшнее искусство призвано не ошеломлять, оно призвано трогать».

В общем и целом именно такую тенденцию мы наблюдаем сегодня в едином художественном образовательном процессе России: ведется серьезное освоение академического учебного рисунка, идет кропотливая работа над цветовыми градациями, соотношениями; поощряется внутренняя продуманность тем и решений в композиционных работах, где преобладает концентрация личностного начала, актуальными становятся национальные и религиозные традиции, и полностью отсутствуют ложная патетика, громкие лозунги, искусственно навязанная тематика. Это позволяет учащимся средних художественных заведений динамично включиться в настоящий художественный процесс, совершенствуя свое мастерство в дальнейшем на высшей ступени обучения.

Именно поэтому первые шаги истории новоиспеченного казанского художественного вуза показали, что интерес к его появлению со стороны российских художественных училищ и училищ искусств максимально велик, и география этого интереса выходит далеко за пределы поволжского региона.

В свою очередь, важно отметить, что филиал МГАХИ имени В.И.Сурикова в Казани готов к приему студентов. Казанский институт ждет прихода в свои стены творческих одаренных и трудоспособных ребят из художественных учебных заведений всей России, надеясь, что обоюдными стараниями руководства института, педагогов и учеников именно этот момент современной истории специального художественного образования в Казани станет началом возрождения, нового расцвета знаменитой Казанской фешинской школы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить