Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

С 9 по 21 апреля в Казани проходила Неделя фильмов Александра Сокурова.

В программе кинофестиваля были как художественные фильмы, так и документальные ленты. Их показывали в кинотеатрах «Мир» и «Родина», а также в Доме-музее В. Аксёнова. Завершился фестиваль последним фильмом режиссёра – «Фауст», который был показан в кинотеатре «Родина». После просмотра режиссер встретился со зрителями.

Неделя фильмов Александра Сокурова – это проект Министерства культуры РТ, Фонда поддержки современного искусства, галереи «Аврора 1991» и Казанского пресс-клуба.

 Александр Сокуров – пятикратный участник программы Каннского фестиваля, лауреат премии имени Витторио де Сика (государственной премии Италии), премии имени Андрея Тарковского, премии «Триумф», премии Всероссийского общества защиты памятников культуры в номинации «Подвиг», трижды лауреат премии ТЭФИ, дважды премии «Ника», восьмикратный лауреат премии Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). 26 раз он одерживал победу на самых престижных киноконкурсах. Фильм «Фауст» – лауреат премии «Золотой лев» 68-го Венецианского кинофестиваля.

В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино...

 Александр Сокуров – яркий представитель авторского кино. Если раньше его картины не собирали огромные залы потому, что ему не предоставляли такой возможности чиновники от кино, сегодня он знаком с Президентом России, но это не гарантирует ему любовь широкой аудитории. Не так много зрителей готовы смотреть фильмы, которые заставляют думать и сопереживать.

Стоит заметить, что практически все фильмы Александра Сокурова тесно связаны между собой единством человеческих и творческих устремлений режиссера. В них он предстает не только как художник, который может облечь свои мысли в яркую художественную форму, но и как исследователь важных, общественно значимых проблем. На встрече со зрителями Александр Николаевич говорил об этом, приводя в пример три художественные ленты о Ленине, Гитлере и Хирохито, в которых он исследует природу власти. Эта идея возникла у него в 1981 году, но реализовать ее он смог только после смены политического устройства в стране и отмены цензуры. Если фильм о Гитлере и Хирохито ни у кого возражений не вызвал, то картина «Телец» – о Ленине на исходе его жизни – принята была, прямо скажем, неоднозначно.

«Я исходил из того, что и Ленин, и Гитлер, и Хирохито – это люди, от действий которых зависели судьбы миллионов, а также из того, что каждый из этих персонажей имел собственную человеческую судьбу, – сказал он. – Мифы надо развенчивать. Нам известно, в какой степени мы зависели от действий и идеологии Ленина. Мы понимаем, в какой мере судьба мира зависела от личности и идеологии Гитлера, и знаем, какие жертвы в том и другом случае были следствием этого.

И все было бы просто, если бы эти великие государственные деятели, как иногда кажется, были лунатиками, засланными нам судьбой из космоса. Но это плоть от плоти своих народов. За каждым из этих персонажей стоит определенная национальная культура и проголосовавшие за них миллионы людей. При всей той борьбе, которая сопровождала приход большевиков к власти, их поддерживали миллионы людей. И сталинский террор был бы невозможен, если бы миллионы людей не терроризировали другие миллионы своих сограждан.

То же самое Гитлер: он пришел к власти парламентским путем, и миллионы немцев пошли служить в армию. Миллионы пересекли границу нашей страны и творили на территории Советского Союза весь тот ужас…

А Япония, захватившая гигантскую территорию, гораздо большую, чем нацисты? Как там сосчитать количество жертв?

В конечном счете это отложенная, растворенная ответственность, переложенная всеми нами на конкретных изуверов. На самом же деле сотворенное ими зло есть результат вялости и лени миллионов людей, целого народа…

В каком-то смысле моя тетралогия – это картина двадцатого века и того, к чему пришел цивилизованный мир. И, пожалуй, самый тревожный симптом, что исторический опыт мало чему нас учит».

Кстати, Александра Николаевича спросили, не хочет ли он снять фильм о Владимире Путине. Он ответил на этот вопрос так (цитата из газеты «Республика Татарстан«): «По первому образованию я историк и принимаю решение снять тот или иной фильм, исходя из своих исторических размышлений. У меня есть две картины о Ельцине, с которым я был лично знаком, и многие часы мы проводили в разговорах и спорах. И потому за эти фильмы я отвечаю. А с Владимиром Владимировичем мы встречаемся часто, но наши беседы редко касаются истории, каких-то конфликтных моментов политической и общественной жизни».

Интересно, что Сокуров поставил в ряд фильмов о носителях власти ленту «Фауст»: «Фауст – это общечеловеческий тип. У Гете он представлен как некая символическая фигура, очень художественная и неуловимая, миф, одним словом. И моей задачей было опустить этого героя на землю, сложить ему крылышки, чтобы он пожил среди нас как человек».

Фильм воспроизводит знакомый сюжет Гете, однако по смыслу он совсем о другом. Если у Гете в роли соблазнителя выступает Мефистофель, то в картине Сокурова – человек. Мефистофель, по фильму, – меняла, ростовщик. Он входит в кооперацию с человеком, и по пути к сделке человек полностью предает понятия любви и долга.

На церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля в 2011 году Александр Сокуров получил за картину «Фауст» «Золотого льва» и премию Экуменического жюри. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит»...

Журналисты сообщают о фильме немало любопытных подробностей мистического свойства. На его премьерном показе в Петербурге в Большом зале филармонии проекционная техника несколько раз мистическим образом отказывалась работать. Около часа ушло на замену внезапно сгоревших аккумуляторов.

Еще одна подробность: последняя сцена фильма «Фауст» снята в Исландии на леднике, который сразу после отлета съемочной группы с острова был уничтожен извержением знаменитого вулкана Эйяфьядлайекюдль...

Известно, что на роль Ростовщика – Мефистофеля Сокуров хотел пригласить Галину Вишневскую, однажды уже игравшую в его картине «Александра». Но певицу отговорили от роли православные друзья. Об этом режиссер рассказал в СМИ только после кончины Галины Павловны.

Казанцы увидели гениальную певицу в фильме «Александра», тоже включенном в программу фестиваля. Его показывали в кинотеатре «Мир».

Благодаря ответам режиссера на вопросы из зала до и после просмотра присутствующие узнали много нового как о самом фильме, так и о будущих планах Сокурова. Так, режиссер рассказал, откуда появились деньги на «Фауст»: «У этой моей ленты самый большой бюджет из всех фильмов, которые я снимал. В бюджетном финансировании мне было отказано, но деньги дал Президент РФ Владимир Путин. Почему он это сделал, я не знаю, он мне не говорил, хотя разговаривать мне с ним приходилось, и за эту помощь я ему благодарен».

Рассказал режиссер и о своих планах. В ближайшем будущем он хочет снять фильм в Италии на итальянском языке. Говорят, часть денег на съемки даст Ватикан.

Столь же последователен Александр Сокуров в документальных лентах. В фильме «Элегия» он исследует феномен нашего земляка Федора Шаляпина. Он был снят, когда с великого певца еще не было снято клеймо невозвращенца. Как известно, Шаляпин не вернулся в Россию после зарубежных гастролей. Конкретное историческое лицо стало для Сокурова поводом для раздумий о личности гения и судьбах страны.

«Московская элегия» продолжила исследование темы эмиграции и понятия Родины на примере другого гения – Андрея Тарковского.

«Петербургская элегия» – это фильм-размышление о взаимодействии частного и общественного, сохранении духовных традиций общества через сохранение индивидуальности личности. То есть он о том же, о чем первые две картины.

Программа художественных фильмов началась с картины «Дни затмения», снятой по мотивам романа братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света». Она вошла в список ста лучших фильмов XX века. Снятая в 1988 году, картина оказалась созвучной происходившим в то время в стране процессам. Авторам романа-первоисточника фильм понравился, хотя режиссер довольно свободно обошелся с их творением.

Документальную программу завершил фильм «Беседы с Солженицыным». Это монологи Солженицына и диалоги с ним Александра Сокурова, посвященные различным проблемам истории и культуры.

Показались очень интересными суждения режиссера о многоликости нашего мира, в котором много межнациональных и межконфессиональных конфликтов. «Сложность в том, что мы существуем в одном государстве с народами, занимающими разные цивилизационные ниши, – сказал он. – Это не означает, что кто-то лучше или хуже, кто-то впереди или позади других. Это только означает, что, скажем, попытки осуществления демократических процедур на Северном Кавказе, а я там часто бываю, наталкиваются на то, что это другая цивилизационная культура, которая основана на родоплеменных отношениях. А там, где все друг другу родственники, трудно осуществлять даже элементарные законные требования. И таких противоречий в жизни большого российского государства очень много. И с ними никто ничего не делает, хотя они-то и порождают различные зоны напряжения, в том числе мотивированные ваххабизмом.

…Я за то, чтобы сохранять и беречь национальные качества и особенности как огромную ценность не только цивилизации, но и божьего промысла. Мы разные, и потому должны любить друг друга и в то же время быть на некоторой дистанции друг от друга. Эта дистанция и есть уважение к другой культуре. Потому что постичь культуру другого народа невозможно, она таинственна и божественна. И как художник я могу только умолять не разрушать национальную культуру, не делать по отношению к ней резких движений и не привносить в нее какие-то радикальные изменения и новшества».

Приятно, что в Казани Александра Сокурова и его фильмы встретила понимающая аудитория. Казанский клуб любителей кино, созданный много лет назад в Молодежном центре, воспитал в нашем городе умную публику, которая не могла не оценить его творчество.

Кстати Александр Николаевич говорил на встрече со зрителями и об этом: «Реакция зрителей на то или иное кино – это показатель среднего уровня культуры населения. К сожалению, в европейских странах и даже в Америке, что лично для меня было открытием, уровень культуры среднестатистического зрителя выше, чем в России. Даже учитывая огромную подвижку в развитии культуры в советский период. Тогда общий уровень культуры населения в нашей стране был на несколько порядков выше, чем в Европе, и намного выше, чем в современной России. Кроме того, в Европе раньше, чем мы, прошли эпоху агрессивного телевидения, а это решающий фактор разрушения этнической и духовной культуры, превращающий народ в население. И те ограничения, которые давно существуют в Штатах и Европе на показ насилия, жестокости, мы никак не можем пробить ни парламентскими, ни какими-то иными способами. Мне лично неоднократно доводилось об этом говорить, в том числе в присутствии президентов, но – никакой реакции».

 Любовь КЛИМОВА

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить